«Я СЛИШКОМ ЛЮБЛЮ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ПОРОТЬ ЕГО»
Я наблюдал за ребенком, который постоянно был чем-то недоволен. Он постоянно был в плохом настроении, все время жаловался, хныкал и сердился. Мама, доведенная до отчаяния бунтарскими выходками маленького тирана, с трудом сдерживала свое раздражение. Однако она продолжала уговаривать его, словно пытаясь вспомнить суть слышанного ею о «положительном внушении» и о том, что «нельзя подавлять его самовыражение». Мать тщетно пыталась добиться от него послушного ответного действия на простое повеление.
Будучи объективным наблюдателем, желающим ребенку счастья и благополучия, я обратился к матери с вопросом: «Почему бы вам его не отшлепать и не сделать его счастливее»? Ошеломленная мама ответила: «Что вы, с возрастом это пройдет. Это всего лишь одна из стадий роста».
Если она действительно верит, что это неизбежная, естественная стадия роста (состояние, за которое малыш Джонни не несет ответственности), то почему же она иногда приходит в ярость, требуя от него другого поведения или отношения? Мама, оправдывая сына и продолжая «спокойно» наблюдать за этой «стадией роста», даже несмотря на сформулированную ей же философию, обвиняет ребенка. В глубине души она знает, что он должен быть – мог бы быть – совершенно другим. Проблема его отношения возрастает из-за ее критики и отвержения, которое ребенок ощущает со стороны осуждающей матери и окружающих.
Итак, мы подошли к месту, когда пришла очередь обсудить использование розги. Поговорим о «порке» ребенка – иногда мы говорим «высечь» ребенка. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24). Это, похоже, идет вразрез с чувствами многих родителей и воспитателей. Данный отрывок ясно говорит, что пренебрежение розгой возникает в результате того, что родители ненавидят ребенка. «Что вы! – воскликнет мама, – Я слишком люблю своего ребенка, чтобы пороть его»! Родитель, отвечающий подобным образом, не понимает: 1) авторитета Слова Божьего, 2) сущности любви, 3) своих собственных чувств, 4) личности Бога, или 5) нужд ребенка.
1. ПОСТИЖЕНИЕ АВТОРИТЕТА СЛОВА БОЖЬЕГО:
Премудрый Бог, Который сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Марка 10:14), также сказал:
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18).
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24).
«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 22:15).
«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притчи 23:13,14).
«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в пренебрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15).
«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29:17).
Бог, сотворивший детей, говорит родителям, что розга – необходимый метод обучения.
2. ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТИ ЛЮБВИ:
Возможно, от наказания ребенка вас удерживают сильные чувства, но это не любовь. Бог, сотворивший малышей, а потому знающий, что для них лучше, велел родителям применять розгу в обучении ребенка. Воздержание от подобного метода и оправдание любовью, – это обвинение в адрес самого Бога. Ваши действия предполагают либо то, что Бог не желает добра вашему ребенку, либо то, что вы знаете лучше Бога, что нужно вашему ребенку.
Родители, вам необходимо знать разницу между истинной любовью и сентиментальностью. Естественная человеческая сентиментальность – часто принимаемая за любовь – может причинить вред, если ее не подчинить мудрости. Любовь – не сентиментальность. То есть, любовь – это не те глубокие чувства, которые мы часто испытываем к близким нам людям. Подобные чувства могут (что случается довольно часто) быть корыстными.
Любовь заключается совсем не в эмоциях. Любовь, в чистейшем смысле, есть доброжелательность и добрые дела, творимые для другого человека. Истинная любовь бескорыстна. То есть, в любви нет и мысли о личной выгоде или личных затратах.
3. ПОСТИЖЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ:
Эмоционально слабая мама часто, с целью самореализации, стремится к тому, чтобы ребенок всецело зависел от нее. Она находит глубокое удовлетворение своей потребности, постоянно, со слепой преданностью, исполняя каждую прихоть младенца. Ее всепоглощающая страсть к ребенку, которую она принимает за любовь, для нее слишком священна, чтобы рисковать ею. В силу своей незащищенности, она учитывает только то, что, как она считает, потеряет, если накажет ребенка. Она боится сделать что-то не так, чтобы ребенок не отверг ее. Но в таком случае, мама любит не ребенка, – она любит себя. Ее собственные чувства для нее важнее потребностей ребенка.
Жалобный взгляд малыша, словно его предали, просто разрывает страждущее сердце матери. Быть послушной Богу в наставлении ребенка было бы для нее чересчур болезненно.
Потакать собственным чувствам и пренебрегать розгой из-за страха личных потерь – значит, «ненавидеть сына» и любить себя. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в пренебрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15).
Истинная любовь учитывает и делает то, что лучше для ребенка.
В силу своей потребности она настолько наивна, что верит, будто у ее «чудного» малыша все пройдет, и он будет замечательным человеком. «Дайте ему еще немного времени, он еще не все понимает», – думает она.
Отказ от собственных чувств с тем, чтобы объективно оценить, что для ребенка лучше, – вот единственно истинная любовь. Если мать душит ребенка, осыпая его поцелуями, это не значит, что она его любит.
Собственный гнев матери может стать причиной того, что она не будет доверять своим побуждениям при телесном наказании. См. главу 3, РОДИТЕЛЬСКИЙ
ГНЕВ.
Подобное недоверие розге снова-таки может быть связано с напоминанием о деспотичном, безрассудном отце. Возможно, когда-то она поклялась: «Я никогда не буду такой, как мой отец. Я буду любить своих детей. Они не будут бояться меня так, как я боялась отца». Отец не только причинил боль ей, – теперь он вредит еще и ее детям, будучи причиной того, что она впадает в другую, противоположную крайность.
Иногда образы из прошлого становятся причиной того, что мать испытывает глубоко отрицательные чувства каждый раз, когда отец наказывает детей. (Матери, которые с детства привыкли связывать гнев с дисциплиной, считают, что каждым, кто наказывает ребенка, движет гнев). Ребенок ощущает стремление матери защитить, и потому будет с плачем призывать ее на помощь, когда отец попытается наказать его. То, что мать не решается довериться отцовской дисциплине, препятствует эффективности дисциплины и становится причиной того, что ребенок вырастает злонравным. Пора перестать связывать свои действия с прошлым и начать действовать так, как велит Бог и здравый смысл.
Некоторые родители не используют розгу по причине давления со стороны окружающих. Их собственные родители могут не согласиться с ними в вопросе их наставления детей.
Современного родителя донимает пропаганда, основанная, предположительно, на последних психологических исследованиях, которая представляет библейские принципы воспитания детей злодейством. Родители начинают стыдиться, и вынуждены оглядываться, прежде чем применить дисциплинарное наказание.
4. ПОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ БОЖЬЕЙ:
Родитель, оправдывающий свое нежелание использовать розгу чересчур огромной любовью к ребенку, не совсем хорошо понимает личность Бога и применяемые Им методы по отношению к Своему народу.
В наши дни распространился определенный образ мышления, проникший в умы христиан, который звучит примерно так: «Поскольку Бог есть любовь, значит, Он не пристрастен, не требователен, не злобен, не мстителен». По сути, любовь Божья представляется им несовместимой с правосудием Божьим. Им кажется, что Бог должен либо любить, либо судить. Существует смутное, неопределенное представление того, что прежде Бог был мстителен, но теперь он спокоен, терпим и всеобъемлющ – Всеобщий Отец. Бога лишили Его уравновешенной личности и представляют Его совершенно безобидным. Существование небес признается истинным; существование же ада ставится под сомнение. «Не судите», наиболее популярный стих Библии, цитируется так, словно Сам Бог больше не может различить правильное от неправильного.
Насколько Бог есть любовь, настолько же Он свят, справедлив, настолько же Он есть Бог Судья и Истина. Именно по причине Своей любви к праведности Он предстанет «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2-е Фессалоникийцам 1:8).
Избрание одной стороны личности Бога в качестве образца своих действий и не принятие другой едва ли можно назвать добродетелью.
БОГ НАКАЗЫВАЕТ СВОИХ ДЕТЕЙ
Тот, кто из чувства великодушной праведности предпочел не использовать розгу, в сущности, осуждает Бога. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евреям 12:6-8).
Затем говорится, что Бог наказывает нас «для [нашей] пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евреям 12:10). Мудрейшее утверждение! У Бога нет таких сыновей, которые бы избежали наказания – оно «всем обще». Кроме того, перестает ли Он любить тех, кого наказывает? Совсем наоборот – именно из-за любви Он применяет наказание. Только через наказание дети Божьи могут стать абсолютными причастниками Его святости. Он делает это «для [нашей] пользы».
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью…» (Евреям 12:11). Божье наказание – это «порка», которая причиняет боль. Наши «плотские родители… наказывали нас по своему произволу» (Евреям 12:9,10). Писание не только прощает физическое «бичевание», но и поддерживает его как средство приведения к святости – когда оно приносит «пользу» сыну.
Наказание представлено как верный признак любви: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает». Если же кто остается без наказания, то это указывает не только на то, что его не любят, но и на то, что он «незаконный» сын.
Итак, мы видим, что именно любовь Божья является причиной наказания. Таким образом, мы возвращаемся к нашему первоначальному отрывку в Притчи 13:24 – «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».
Если любовь Божья проявляется в Его наказании, то неужели мы не можем настолько любить своих детей, чтобы наказывать их к святости? Я как-то слышал, как один непокорный подросток сказал: «Если бы только они [родители] настолько любили меня, чтобы высечь…».
Недавно одна мама рассказала нам, что после того, как она сломила волю своих детей при помощи постоянного использования розги, один из них поблагодарил Бога за то, что Он сделал маму еще добрее. Увеличение объема наказания уменьшило непослушание, поспособствовав тому, что дети достигли еще большего согласия со своей матерью. Малыш истолковал это как то, что мать стала еще добрее.
5. ОСОЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Сама природа (естественное строение – физическое и духовное сложение – сотворенное естество) ребенка делает розгу необходимым элементом при обучении и дисциплине ребенка. Здесь мы подытожим предыдущие комментарии о сущности ребенка (глава 2), а затем выделим некоторые важные способы их практического применения.
«От утробы матери заблуждают, говоря ложь» (Псалом 57:4). Младенец, посредством естественных потребностей в еде, объятиях и физическом удобстве, быстро осознает, что стоит ему только притвориться, что ему что-то нужно, как все его прихоти будут удовлетворены с избытком. Но, в силу того, что его умственные способности еще не развиты, его ложь не считается грехом. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17). «Но грех не вменяется, когда нет закона» (Римлянам 5:13). Младенцу, не знающему «ни добра, ни зла» (Второзаконие 1:39), эта ложь не вменяется в грех.
Тем не менее, младенцы действительно лгут. Также, дети выражают множество других, порожденных эгоизмом, помыслов и деяний, которые в будущем, когда они придут к познанию «добра и зла», составят «тело греховное». Несмотря на то, что сейчас они не под осуждением, придет час, когда с развитием осознания пробудится совесть, и тогда ребенок будет заслуживать порицание за все эти поступки.
Ваш ребенок находится в немощном теле. Данные Богом побуждения к удовлетворению физических нужд и желаний формируют постоянное и неизменное основание для прихоти. Само побуждение не является грехом. Плотская прихоть естественна (Второзаконие 12:15). Но когда человек искушается, «увлекаясь собственною похотью», то похоть, при возможности, «зачав, рождает грех» (Иакова 1:14,15).
Вы не сможете уберечь своих детей от жизненных испытаний, которые навлечет эта плоть (кожа, кровь и кости, со всеми ее страстями и потребностями) [именно таков замысел Божий]. Но вы можете быть снаряжены всем необходимым, и быть готовыми обучить детей навыкам, которые потребуются, чтобы они не предались жизни, основанной на эгоистичном удовлетворении своих желаний. Розга – ваш божественный «полицейский». «Розга и обличение дают мудрость» (Притчи 29:15).
Поймите, мы говорим не о том, что ребенка можно научить поступать по-христиански, – мы говорим только о том, что разум и тело нужно развить до наивысшего естественного уровня дисциплины. Это только посодействует обличению Духа о грехе, и, в конечном счете, приведет ребенка к осознанию своей потребности в Спасителе. Мы говорим о законном применении закона.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА
Мы рассматриваем потребности ребенка. Понимание развития ребенка помогает нам понять его потребности.
Потакание своим прихотям и неуправляемый дух, естественно, вызывают эмоциональное недовольство. Ненадежность порождается недостатком дисциплины. Отсутствие самоконтроля порождает гнев. Невозможность добиться своего порождает чувство жалости к себе. Неудовлетворенные прихоти выливаются в постоянное беспокойство. Чувство, что с тобой обошлись несправедливо, увеличивает озлобленность. По этой причине, как ребенку, так и взрослому присуща естественная потребность в подчинении. Иначе результатом станет бесцельность и несостоявшаяся личность. «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15).
По мере развития осознания долга, любое нарушение возрастающего стандарта ребенка порождает вину. (Вина есть естественная, невольная функция интеллектуально-духовного механизма самооценки). Даже самый маленький ребенок, который начинает осознавать свой долг, решает исполнять его, а затем, по причине удовлетворения своего желания, нарушает его, и испытывает чувство вины. Несмотря на то, что все функции способностей души еще не действуют в полном объеме, ребенок, тем не менее, ощущает бремя вины и неприязнь к самому себе.
Ребенок, который настолько отягощен чувством неприязни к себе, становится еще более ожесточенным, когда его начинают отчитывать, стыдить, насмехаться над ним, лишают его каких-либо привилегий, заставляют пойти в свою комнату, ставят в угол, слегка, не причиняя боли, шлепают или хватают за шиворот, сопровождая это действие угрозами. Все это, в действительности, провоцирует ребенка на гнев. Родитель подобными ответными действиями только увеличивает проблему. Возможно, с помощью одного их этих средств, ребенка и удастся заставить пойти на временную уступчивость, но его нечестивое сердце утверждается в своем пороке.
ОБЪЯСНЕНИЕ ЧУВСТВА ОТВРАЩЕНИЯ К СЕБЕ
Думаю, с целью прояснения, мне следует здесь вставить свое определение «отвращения к себе». По причине чрезвычайного невежества современной психологии, существует предположение, что основная проблема человека – это «нелюбовь к себе». Это предположение возникло из-за непонимания связи чувства отвращения к себе, которое возникает вследствие чувства вины, с главным стремлением себялюбия.
Мы сотворены так, что наша любовь к себе естественна. Наши суждения основаны на собственной выгоде. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее...» – Ефесянам 5:29.
По природе своей, каждый человек ценит праведность и ожидает от самого себя ее проявления. Не достигая праведности, человек испытывает чувство самоосуждения (угрызения совести) и чувство вины. Дух человека, данный Богом, имеет постоянного, неотъемлемого божественного судью (совесть).
Чем выше человек ценит свое благо (чем больше он любит себя), тем сильнее его презрение к самому себе (т.е. чувство вины), когда он не достигает собственной цели – праведности в поступках. Последующее отвращение к себе есть ни что иное, как самоосуждение за неспособность принести пользу тому, кого любишь больше всего – СЕБЯ.
Ребенок или взрослый, испытывающий отвращение к себе по причине осуждающей его совести, ненавидит собственное определенное положение или свою судьбу именно по причине себялюбия. Чем больше человек любит себя, тем сильнее его отвращение к себе. Если бы хоть один человек действительно ненавидел себя, то он находил бы огромное удовлетворение во всех плохих событиях, которые с ним происходят. Ребенок, испытывая отвращение к себе, осуждает себя за осознанные преступления против совести и за неспособность жить по собственным стандартам.
Снова повторю, что чувство вины служит доказательством того, что ребенку по природе присуще знание того, что он заслуживает наказания за свои нравственные проступки.
ЧУВСТВО ВИНЫ
Таким образом, говоря о познании сущности ребенка, знание о присутствии чувства вины необходимо при наказании. Наказание (порка, трепка, наказание розгой или ремнем) необходимо для устранения чувства вины у ребенка. Сама советь ребенка (его естество) требует наказания.
Первопричиной большинства психологических проблем является чувство вины. Оно возникает только тогда, когда человек искренне считает, что он заслуживает порицания. Человек может ошибочно считать, что он виновен; тем не менее, чувство вины – это самооговор.
Родители, которые пристыжают или унижают ребенка, стремясь добиться от него должного поведения, увидят, что совесть, испытывающая чувство вины, способна удержать ребенка от совершения некоторых поступков, но они лишь углубят ложное чувство вины, которое еще больше отдалит ребенка от истинного покаяния и исцеления.
Вина, сама по себе, никогда не является восстановительной. То есть, она не стремится к действиям, заслуживающим меньшего порицания. Совсем наоборот – душа, испытывающая чувство вины, находится в рабстве у всякого искушения. Чувство вины не позволяет человеку испытать обычные сдерживающие силы. Отчаяние, порожденное чувством вины, уничтожает стремление к верным действиям. Мучение из-за проступка омрачает надежду. Чувство вины понижает самооценку до такого уровня, что человек начинает думать, что он во всем потерпит неудачу.
Подобная действительность стала причиной того, что современные психологи считают, что во всем виновато само чувство вины. Пытаться заглушить чувство вины – это то же самое, что пытаться успокоить зубную боль, не вылечив зуба.
О тех, кто испытывает чувство вины вследствие совершенных проступков, часто говорят, что они сами себе причиняют боль или страдания. Подобное самоосуждение – это неосознанная попытка успокоить свою совесть. Неписаный закон возмездия проникает во все мысли человека. Независимо от возраста, религии или ее отсутствия, образования или философии, все интуитивно знают, что проступок заслуживает (и за него можно ожидать) непременного наказания. Этот закон знают и те, кто всю свою жизнь пытался его опровергнуть. Как только совесть ребенка начинает просыпаться, он начинает это понимать. Это остается основной жизненной предпосылкой.
Душа, обремененная чувством вины, взывает к справедливому бичеванию и распятию. Ваш ребенок еще не может осознать того, что его Творец терпел бичевание и распятие вместо него. Только исправительная розга может уберечь душу ребенка от дня падения.
Именно по этой причине душа человека не в силах обрести покой до тех пор, пока совесть не успокоится, обратившись с верою к истекающему кровью, распятому, ставшему жертвой за нас Агнцу Божьему. Вина есть главный свидетель закона против грешника. Вина – словно решетка, которая не позволяет осужденным освободиться о вечного страдания за свои грехи. Подобно ревностному обвинителю, совесть не оставит своего дела, пока не убедится, что правосудие свершилось.
Я наблюдал за одной малышкой, которая, будучи «пойманной» в совершении проступка, повернулась к маме, стянула подгузник и «наградила» себя тремя шлепками. Несмотря на находчивость малышки, ее жертва не была принята.
ПРУТ, А НЕ УГОЛ
Один малыш не подвергался порке ни когда злился, ни когда не слушался. Казалось, ему доставляло большое удовольствие делать то, что ему запрещалось. Чем больше он противился, тем злее он становился, и тем бóльшую он чувствовал вину. В качестве наказания его либо щипали, либо ставили в угол, либо иногда запирали в темном чулане. Выходя из чулана, он был еще злее, чем когда-либо. Казалось, сам огнедышащий дракон пустился бы наутек, увидев его.
Сидя в углу, он говорил: «Никто меня не любит. Я хуже дьявола. У меня никогда не получается поступать правильно». Этого парнишку воспитали лишь для того, чтобы он занял свое место в тюремной камере. Более того, темные углы и мрачные чуланы порождают мрак в душе. Только розга и обличение могут исправить ребенка. Не следует щипать ребенка; кроме тех случаев, когда вы пытаетесь отучить его от этой привычки. Каким-то образом дети осознают, что они заслуживают именно розги. Ущипнув ребенка, вы только приведете его в ярость – спровоцируете гнев.
БЛАГОСЛОВЕННОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ
Чувство вины является существенной частью нашей естественной нравственной природы. Без него мы были бы подобны индикатору дыма без сигнала тревоги. Но чувство вины – всего лишь средство для достижения цели, временное состояние. Это боль души, словно мы прикоснулись к чему-то очень горячему, предназначенная для предостережения, для изменения наших поступков. Чувствовать вину – большое благословение, признак жизни, здравое ответное действие. Не следуйте современной философии, пытаясь избавиться от чувства вины посредством занижения стандартов. Пусть ваши стандарты будут возвышенными – таким же возвышенными, как личность Христа. Пусть ребенок познает чувство вины, и, пока он еще слишком мал, чтобы понимать, избавьте его от этого чувства с помощью розги. Когда придет время, ему будет легче понять принципы креста.
СИЛА «ОТПУЩЕНИЯ»
Родитель держит в своих руках (в виде небольшого прута) силу, с помощью которой он может «отпустить» вину ребенка, очистить его душу, наставить его дух, укрепить его решимость и позволить ему начать все с начала, уверив его, что все долги уплачены. «Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева» – Притчи 20:30. («Внутренности чрева» – архаическое выражение, означающее «сердце» в контексте глубоких чувств).
Говорится, что удары («бьет» – Евреям 12:6) для души – то же самое, что целительный поток крови для раны. Душа ребенка, которого своевременно и должным образом наказывают розгой, исцеляется, и единство его духа восстанавливается. Посредством надлежащего наказания розгой ребенка можно обратить от пути в ад. «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» – Притчи 23:13,14.
Отец, будучи в семье первосвященником, может вернуть своего ребенка к обновленной жизни. Вина открывает сатане дверь и доступ к вашему ребенку. Наказание розгой, примененное должным образом, производит наилучший восстановительный эффект.
УТЕШАЮЩАЯ РОЗГА
Вам приходилось утешать своего ребенка розгой? Если вы не воспринимаете розгу в качестве утешения для своего ребенка, значит, вы не поняли ее предназначения. «Твой жезл и твой посох – они успокаивают меня» – Псалом 22:4. «Я накажу его жезлом» – 2-я Царств 7:14. «Посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их» – Псалом 88:33.
Давид, испытавший на себе исправительный жезл Божий и понесший наказание за преступление, обрел утешение в божественном наказании. Жезл утешил его. Он уверил Давида в Божьем руководстве, Его заботе, любви и верности. Детям необходимо знать, что кто-то ими руководит.
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» – Притчи 19:18. Должное применение розги дает непослушному ребенку новую надежду. Суть наставления в том, чтобы плач ребенка не позволил вам ослабить наказание или уменьшить его продолжительность. Чувства родителей могут помешать должному очищению.
Ребенок, оставленный без наказания, не только будет беспокойным и раздражительным, но он и весь дом повергнет в суматоху. «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» – Притчи 29:17.
СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ ПРОИЗОШЛО ЧУДО
Недавно к нам за советом пришла молодая семейная пара с пятью детьми. Жена перестала быть отзывчивой к своему мужу, а ее три ребенка в возрасте до пяти лет стали ее раздражать. «Иногда мне кажется, что я схожу с ума. Я больше не хочу иметь детей», – выпалила она.
Они провели пару дней в нашем доме, подвергшись внимательному наблюдению. После нескольких указаний, они отправились домой, и попытались применить полученные советы. Спустя две недели они пришли на церковное собрание, в тот день, когда я проповедовал. Все это время дети сидели с родителями, не шелохнувшись. После проповеди отец, с широко раскрытыми от удивления глазами, воскликнул: «Сегодня здесь произошло чудо, но никто и не заметил». Пока я вглядывался в толпу, думая, что кто-то исцелился и оставил костыли, он продолжал: «Целое собрание – и ни единого звука! Невероятно»! Немного обучения, немного дисциплины – и дети доставили родителям «покой» и «радость». Более того, дети были явно счастливее. Позже мама сказала: «Теперь, я думаю, мне хотелось бы иметь еще детей».
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА
Не думайте о розге как об орудии защиты или как о проявлении силы, – думайте о ней как о «волшебной палочке». Родители, которые впервые наблюдают ее восстановительную силу, приходят в изумление. Представьте себе ребенка любого возраста, несчастного, постоянно жалующегося забияку. Когда смотришь на него, то все, что можно увидеть – это внутреннюю сторону нижней губы. Никакие способы не принесли результата. Ребенку кажется, что он живет на чужой территории, занятой чужими людьми. Очевидно, что он вынашивает план на тот день, когда сможет освободиться от ярма. Несмотря на все попытки «подкупить» его, на все угрозы и наказания, он становится еще хуже. Отказываясь применить розгу к своему ребенку, вы, тем самым, превращаете его в «нациста». Я до сих пор удивляюсь силе маленькой розги. После краткого объяснения о плохом поведении и о том, что необходимо любить ближних, терпеливо и спокойно ударьте ребенка розгой по задней части. Каким-то образом, после восьми – десяти ударов яд превращается в сентиментальную любовь и удовлетворенность. Мир становится прекрасным. На свет появляется новый ребенок. Все это заставляет взрослого с удивлением разглядывать розгу, пытаясь понять, что за волшебная сила в ней содержится.