Теперь мы должны вернуться к разрушенной земле, о состоянии которой мы можем лишь строить предположения на основании того, что написано о шести днях воссоздания. Скорее всего, на ней произошли жесточайшие потрясения, поскольку теперь она была затоплена водами океана, её солнце потухло, над ней уже не было видно звёзд, её облака и атмосфера, не имея притягательной силы, которая бы удержала их в подвешенном состоянии, спустились во влаге на её поверхность; на всей земле не было ни одного живого существа (Быт. 2:5).
Исчезновение солнечной активности, скорее всего, запустило ледниковый период, следы которого, как говорят нам геологи, ясно различимы при завершении Третичного периода. И та же самая причина повлияла на слияние вод, которые были над твердью, и тех вод, которые были под ней. Оба эффекта хорошо показаны в следующем отрывке из «Знакомых лекций на научные темы» Хершеля, [стр. 48]:
«Если солнце погаснет, скорее всего, на земле за три дня не останется и следа ни от животной, ни от растительной жизни; исключение могут составить глубоководные рыбы и подземные обитатели больших пещер из известняка. Достаточно будет первых сорока восьми часов, чтобы каждый атом влаги из воздуха выпал вниз в виде потоков дождя и груд снега, и с этого момента начнётся вселенский холод, которого не может представить себе ни Сибирь, ни высочайшая вершина Гималаев; температура опустится между двумястами и тремястами градусами ниже нуля в нашем термометре… Ни одно животное или растение не сможет выдержать такого холода ни на час, равно как ни одно из них не может выжить час в кипящей воде».
Из этого описания мы можем составить некоторое представление о том разрушении, которое выпало на доадамов род. Мы можем увидеть живописное описание этого в большом отрывке Книги Иова, в которой мысль о глупости состязания с Богом усиливается очевидным указанием на бунт Сатаны и его последствий.
«Премудр сердцем и могущ силою;
Кто восставал против Него и оставался в покое?
Он передвигает горы, и не узнают их:
Он превращает их в гневе Своём;
Сдвигает землю с места её,
И столбы её дрожат;
Скажет солнцу, — и не взойдёт,
И на звезды налагает печать».
В этом величественном изложении перед нашими глазами предстают ужасные потрясения, которые поколебали землю и уничтожили её; а внезапность катастрофы ясно показана при помощи поэтического выражения, что горы передвинулись, прежде чем они узнали об этом. Здесь ясно говорится о том, что солнце погасло, и о том, что звёзды были скрыты печатью, поэтому густая тьма не озарялась даже скудным светом (Иов 9:4-7).
В следующих стихах (8-10) патриарх ссылается на воссоздание Шести Дней:
«Он один распростирает небеса
И ходит по высотам моря;
Сотворил Ас, Кесиль и Хима
И тайники юга;
Делает великое, неисследимое
И чудное без числа!»
Поскольку фраза «распростирает небеса» явно указывает на работу Второго дня, возможно, что «высоты моря» ― это воды над твердью. Упоминание созвездий указывает на действие обратное тому, при котором Бог наложил печать на звёзды. В отношении значения еврейского слова «асах», которое переводится как «делает», смотрите главу первую, а также комментарий к работе Четвёртого дня в этой главе.
Сколько продолжался ледниковый период, трудно даже предположить; но благодаря картине, которую показывет нам второй стих Бытия, мы можем предположить, что лёд разломался ― возможно в результате развития жара внутри земли1 ― и в этой судорожной борьбе сместилось дно океана. Таким образом, весь земной шар был покрыт водой, а над поверхностью которой витал Дух Божий.
Примечание 1: Это предположение можно сделать из следующих наблюдений.
Жара увеличивается по мере углубления в землю, и поэтому многие учёные мужи считают, что внутри земного шара находится ёмкость с жидким огнём. Писание соглашается с этим мнением, поскольку в Отк. 9:2, когда открылся колодец бездны, из колодца вышел дым, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из колодца. Такое описание подталкивает нас принять перевод 2 Пет.3:7, в котором Апостол говорит, что земля «сберегает огонь». И возможно, контекст этого выражения подсказывает, что как Бог открыл источники бездны и навёл потоп, так Он повелит Своему сберегаемому огню вырваться через земную кору для будущего разрушения земли. В этом случае жар достигнет такой интенсивности, что расплавит сами элементы, или материалы, из которых состоит кора. Это не будет чем-то новым; состояние неокаменелых слоёв, скорее всего, указывает на то, что подобная катастрофа происходила в предыдущие века.
Разве мы не можем предположить, что произошло некоторое развитие этих внутренних огней, сравнительно небольшое, но достаточное, чтобы растопить лёд, который покрывал землю? В некоторых местах вулканической Италии почва довольно тёплая; и совсем недавно в газетах появились сообщения о том, что в Германии есть участок земли, который настолько разогрелся от подземного огня, что на нём начали расти тропические растения.
Затем, прервав глубокую тишину и прокатившись над чёрным разрушением, раздался громогласный голос Всемогущего, произнёсший повеление: «Да будет свет». И мгновенно он прорезал тьму и озарил весь шар; но это лишь проявило простирающееся повсюду водное запустение.
Этот «свет» Первого дня следует отличать от «светил» Четвёртого дня, поскольку само слово не содержит в себе никакой мысли о концентрации или месте. Тем не менее свет, скорее всего, собрался на одной стороне планеты, поскольку мы видим, что Бог мгновенно отделил свет от тьмы, и это положило начало разделению дня и ночи.
В прошлом неверующие насмехались над мыслью о том, что свет появился независимо от солнца. И конечно, трудно представить себе, что Моисей предвосхитил науку на много столетий, разве только не одно предположение: что он был наставлен Духом Божьим, который не ограничен пределами человеческого знания. Но сейчас наука также обнаружила, что солнце ― не единственный источник света; но и сама земля, и по крайней мере, ещё одна планета в нашей системе, при определённых обстоятельствах может начать излучать свет…
Затем мы читаем, что Бог назвал свет днём, а тьму ― ночью, и что вечер и утро представляли собой Первый день. Здесь следует отметить, что некоторые системы толкования сделали попытки показать, что день в этой главе следует понимать как указание на век.
Несомненно, слово «день» иногда используется для описания длительного периода, как в выражении «день искушения в пустыне» и во многих других местах. Но когда вместе с этим словом используется число, оно ограничивает его значение, и его можно использовать только в буквальном значении: это время, за которое земля делает один оборот вокруг своей оси. Поэтому ясно, что мы должны понимать Шесть дней как шесть периодов по двадцать четыре часа каждый.
[Кроме того, повеление в Десяти заповедях о том, чтобы отдавать один день (24 часа) покою, что является седьмым днём, основано на том факте, что Бог покоился от Своей работы творения на этот день; это подразумевет, что период Его покоя был той же длины, что и период покоя Его тварей.] Далее, как показано, эти дни состоят из вечера и утра, из дня и ночи. Это является ещё одним предостережением против образного истолкования, которого мы должны тщательно избегать; в противном случае мы рискуем навлечь на себя следующие нападки:
«Очевидно, что теория о том, что день означает век или огромный геологический период, может принести странные результаты. Во что превращаются вечер и утро, из которых, как говорится, состоял каждый день? Разделялся ли каждый геологический век на два долгих интервала: один ― весь тьма, а другой ― весь свет? И если это так, то что стало с растениями и деревьями, которые были сотворены на третий день, или период, когда пришёл вечер четвёртого дня, вечер, как здесь говорится, предшествовавший утру? Они должны были прожить полвека в полной тьме, не получая даже того тусклого света, который давало ещё не полностью явленное солнце утром третьего дня. Подобное тяжёлое испытание полностью бы разрушило весь сотворённый растительный мир, а мы видим, что он выжил и был назначен на шестой день в пищу людям и животным. На самом деле, если мы заменим слово «период» в повествовании Моисея на «день», станет очевидно, что у автора не было такой мысли, он даже не мог передать такого значения тем, кто первыми читали его описание» (Essays and Reviews, стр. 240).
Справедливость этих замечаний отвергуть невозможно, и из них можно вынести следующий урок: если верующие сохраняют простые утверждения Библии, неверующим будет трудно придраться к ним; но, как только они начинают создавать теории и извращать откровение так, чтобы подогнать его под них, они открывают себя, или что хуже ― Писания, для насмешек.
На следующий день вышло второе повеление, и за ним последовало движение вод. По слову Бога была образована твердь, или атмосфера, которой мы дышим; и благодаря её появлению вóды, которые плавают над землёй, снова были подняты на своё место и отделены от вод, которые на земле.
Однако в описании работы этого дня отсутствует нечто важное, здесь пропущено обычное заключение: «И увидел Бог, что это хорошо». И поскольку причины, которые обычно приводят для описания этого пропуска, нас не удовлетворяют, мы рискнём предложить следующее объяснение. Разве не может тот факт, что Бог воздержался от одобрения, указывать на то, что твердь была населена бесами, теми, кто обитает там в настоящее время? Поскольку они участвовали в падении человека, они могли быстро появиться в только что образованной атмосфере. Разве невозможно, что они, находясь в темнице бездны и найдя возможность убежать при поднятии вод, заполнили пределы воздуха, где их вождём является Князь? В этом случае твердь, скорее всего, кишела ими ещё до окончания Второго дня, и нам не следует удивляться, что Бог отказался назвать их царство хорошим.
За двадцать четыре часа была завершена твердь, и затем снова прозвучал голос Господа, и сразу же вся планета огласилась грохотом ревущих потоков, которые устремились с суши в хранилища, приготовленные для них, и обнажили горы и долины земли. Это величественное движение так описано в Псалме 104 (В Синод. пер. Пс. 103:5-9 ― прим. пер.).
5. «Ты поставил землю на твёрдых основах:
Не поколеблется она во веки и веки.
6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты её,
На горах стоят воды.
7. От прещения Твоего бегут они,
От гласа грома Твоего быстро уходят;
8. Восходят на горы, нисходят в долины,
На место, которое Ты назначил для них.
9. Ты положил предел, которого не перейдут,
И не возвратятся покрыть землю».
В этом отрывке мы можем найти решительное подтверждение тому взгляду, которого мы придерживаемся. В то время как бездна покрывала всё, горы, разумеется, со всеми окаменелыми породами, уже, как говорится здесь, существовали под ней. Очевидно, что они были образованы до Третьего дня. Это строго согласуется с Божьим повелением: «И да явится суша», или буквально: «Да станет видной»; не «Да станет существовать». Слова «Восходят горы, нисходят долины» (ст. 8, букв.) ― это, конечно, отступление, описание (в противном случае они бы противоречили утверждению в стихе шестом) общей картины, когда воды опустились на свой надлежащий уровень.
В тот же день слово Божье вышло во второй раз, и только что освобождённая почва покрылась одеянием из растительности, свежая зелень которой была украшена оттенками бесконечных цветов.
Таким образом, сама земля была восстановлена, и снова она была готова для поддержания и наслаждения жизни; оставалось лишь установить её взаимоотношения с небесными телами. Это Бог сделал на Четвёртый день, сконцентрировав материю, испускающую свет, сотворённую Им до этого в светила. Слово, использованное для обозначения света Первого дня, ― это «ор», а света Четвёртого дня ― «маор». Последнее слово ― такое же, как первое, но перед ним используется приставка локализации, которая означает место, где хранится этот свет, или светило.
Здесь необходимо отметить, что здесь не говорится, что Бог сотворил эти светила на Четвёртый день; здесь говорится, что Он создал, или приготовил, их. Они были сотворены, как мы увидели, в начале; и, поскольку солнце, судя по всему, ― это тёмное тело, окружённое светящимися облаками, судя по его массе, очевидно, что земля вращалась вокруг него с самого начала. Скорее всего, возможно, что великое светило нашего мира также было светом для жителей доадамова рода; но его свет погас, и на Четвёртый день Бог восстановил его в его функции ― притягивать и рассеивать свет; благодаря этому быстро была образована фотосфера.
Что касается солнечных лучей, когда они летят через космос, они ударяются в луну и зажигают серебряный круг на тверди ночью.
Затем здесь говорится, что Бог создал, или приготовил, ― не сотворил ― и звёзды; то есть Он исправил, или изменил, твердь, сконцентрировав свет в солнце, и затем на ней появились звёзды или, лучше сказать, появились снова. Ибо у нас существует положительное доказательство того, что они были сотворены ранее. При завершении Третьего дня земля была завершена и готова к принятию жизни, в то время как о звёздах говорится только в Четвёртом дне. Но в отрывке из Книги Иова говорится, что утренние звёзды2 были восхищёнными свидетелями, когда Бог закладывал основание земли, и пели от радости, когда она была завершена (Иов. 38: 4-7). Следовательно, они существовали до этого. И то, что Бог приготовил их на Четвёртый день, скорее всего, указывает на их появление на нашей тверди для того, чтобы они служили для нашей земли.
Примечание 2: [Разве «утренние звёзды» ― это не ангелы, как в Ис. 14:12? Вслед за этим говорится о «сыновьях Божьих», что указывает на небесных существ.]
Итак, Четвёртый день был завершён; всё было теперь готово; работа восстановления была закончена, и началось её заселение. Затем проявилась творящая сила Бога, и воды, до этого лишённые живых существ, получили повеление кишеть живыми существами. Наш перевод «да произведёт вода» неправильный; буквально следует говорить: «Пусть воды кишат живыми существами»; но в тексте не говорится, что эти существа были произведены из вод.
Следующая фраза переведена ещё хуже, поскольку в английском языке подразумевается, что даже птицы были образованы из того же элемента. Это было бы прямым противоречием стиху 19 второй главы, где говорится, что они были образованы из земли. Но в еврейском языке этого противоречия нет; точное значение этой фразы таково: «И пусть птицы полетят над землёй по лицу тверди небесной». Следовательно, в обоих этих стихах и рыбы, и птицы лишь получили повеление появиться в своих соответствующих стихиях без всякого намёка на их происхождение.
Море и воздух были наполнены жизнью. И затем наконец на Шестой день Бог перешёл к обитателям земли, которая получила повеление произвести ― и здесь перевод правильный ― три класса живых существ: скот, или домашних животных, гадов, или земных пресмыкающихся, насекомых и червей, и полевых зверей, или диких рычащих животных.
Но, как было показано выше, все твари были травоядными, ибо в стихе 30 говорится, что в пищу им была дана зелень травная. И человеку, конечно, было запрещено питаться мясом животных; в стихе 29 его рацион был ограничен травой, сеющей семя, и плодовыми деревьями. Нынешнее состояние, при котором животная пища позволена и необходима человеку и плотоядным зверям, птицам и рыбам, свидетельствует о печально дезорганизованном и противоестественном состоянии; такое состояние было бы невозможно, кроме как в мире, отошедшем от Бога порядка, мира, любви и совершенства.
Мы уже увидели, что ни растения Третьего дня, ни твари Пятого и Шестого дня никак не были связаны с окаменелыми останками в земной коре, поскольку кора, как ясно, была образована до большой доадамовой катастрофы. Горы со всем своим содержанием, как было описано, уже существовали под водами потопа и появились (их не нужно было творить или готовить), как только воды вернулись к своим границам. Теперь мы можем добавить другой убедительный довод для подтверждения этого взгляда.
Во время Шести дней было три различных действия сотворяющей силы, посредством которой были успешно произведены растения, рыбы и птицы, земные животные и человек. Нам ясно показано, что все растения нашего мира были сотворены на третий день, в то время как вплоть до пятого дня не было сотворено ни одной подвижной твари. В таком случае, если бы теория, рассматривающая каждый день как геологический период, была верна, в нижних окаменелых слоях находили бы только останки растений. Они бы образовали свои формации в своём и следующем веке, после чего они были бы перемешаны с окаменевшими растениями и рыбами; затем в камнях более позднего периода появились бы останки сухопутных животных. И такая последовательность образовала бы единственно возможное согласие с повествованием в Бытии.
Но каков результат исследования земных пластов? Самая низшая окаменелая система ― это силурийский период; находим ли мы в ней лишь окаменелые растения? Совсем наоборот. Низшие и средние силурийские камни действительно содержат некоторые морские водоросли, но в них нет никаких земных растений. Но они изобилуют тварями, принадлежащими к трём или четырём разделам животного царства: моллюсками, членистоногими и звёздами. Только когда мы подходим к самым высоким слоям верхних силурийских камней, появляются земные растения, и вместе с ними позвоночные ― оставшаяся часть животного царства. В таком случае, если в этой старейшей окаменелой системе мы находим несколько редких растений и при этом каждую часть животного царства, как мы можем навязывать этот факт повествованию Моисея?
Мы повторяем, история Бытия упоминает, как мы увидели, три различных творения: сотворение растений, сотворение птиц и рыб и сотворение земных животных. Но в восьми классификациях пластов, от третичного периода до силурийского периода, существует столько же творений, сколько систем, при этом каждое творение включает в себя очень большую пропорцию животных и растений, специфическую для себя. Агассиз идёт ещё дальше, как показывает следующая цитата:
«Я вижу все данные в подтверждение того, что органические существа обновлялись не только в интервалах этих больших периодов, которые мы называем формациями, но и в напластовании каждого отдельного раздела каждой формации. Я также не верю в общую последовательность живых видов от различных разделений третичного периода, которые считались идентичными, но которые я считаю разными по виду; поэтому я не могу принять идею преобразования видов одного образования в другой. Делая такие выводы, давайте объясним, что это не умозаключение, основанное на изучении одного отдельного класса животных, например рыб, и применённое к другим классам, а результат прямого сравнения всех рассмотренных коллекций окаменелостей различных формаций и классов животных».
Таким образом, кора нашей земли подобна огромной груде, которой Бог засыпал останки многих творений. И геология показывает, что твари этих древних миров или погибли от страшных болезней и взаимного разрушения, или были мгновенно застигнуты ужасными природными катаклизмами.
И наконец, здесь записано (Быт. 1:26, 29), что все живые существа и растения, сотворённые во время Шести дней, были даны человеку. Поэтому будет разумно предположить, что они должны были оставаться с ним на протяжении всей его жизни. Таким образом, это опять подтверждает, что окаменелые растения и животные, практически все из которых были уничтожены до сотворения Адама, никак не связаны с тварями Третьего, Пятого или Шестого дней.
После того как было завершено сотворение низших обитателей земли, осталось осуществить только ещё одну работу. Всё было готово для того, чтобы представить тех, кто будет поставлен над миром как наместники Всемогущего. Поэтому Бог сделал их по Своему собственному образу и согласно Своему подобию. Но в первой главе Бытия появление человека, мужчины и женщины, просто упоминается, чтобы отметить его место в творении. Дальнейшие детали оставлены для настоящего момента, и история говорит, что Бог увидел, что всё сделанное Им было очень хорошо.
Ничто злое не вышло из-под Его рук. Пусть в наших сердцах укоренится следующая истина; и когда нас будут беспокоить тернии или волчцы, ядовитые или бесполезные сорняки, вредные животные, чрезмерные жара или холод или ещё одно из бесчисленных неудобств или болей в нашем нынешнем состоянии; когда мы будем готовы потерять сознание от внешней борьбы или страха внутри, давайте помнить, что Бог сделал всё хорошим и, не допуская плохих мыслей о Нём, скажем: «Это сделал враг».
Затем последовало установление Субботы на Седьмой день, и факт её установления в этой связи достаточен, чтобы показать нам, что это была не особая заповедь для израильтян, а закон Божий для всех обитателей земли со времени Адама до конца времени.
Таким образом, первый раздел этой чудесной истории заканчивается итогом темы и вступлением к следующей части: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал всё».
Здесь сотворение неба и земли, то есть всей вселенной, конечно, относится к творению в начале. А создание и приготовление земли и неба указывает на Шесть дней воссоздания. И на это указывает не только перемена глагола, но и обратный порядок, «земля и небо», что встречается только ещё в одном отрывке, и это совершенно ясно. Еврейское слово, переводимое как «небо», не имеет единственного числа, поэтому в Ветхом Завете трудно было провести различие, которое мы часто находим в Новом Завете, где греческое слово в единственном числе обычно используется для обозначения первого неба или тверди нашей земли, а множественное число указывает на звёздные сферы и небо небес. Поэтому потребовалось использовать другое средство, и то, что «небо» во второй фразе этого стиха указывает на «твердь» земли, подтверждается обратным порядком. И этот порядок соответствует истории, ибо твердь не была завершена, так что на ней были видны солнце, луна и звёзды, пока не было завершено всё воссоздание земли. Та же самая последовательность в Псалме 148, стихе 7: «Хвалите Господа от земли». Этот Псалом разделён на две части; в первых шести стихах хвала Бога произносится от небесных сводов и неба небес, в последних восьми ― от земли и её атмосферы. Поэтому в стихе 13 говорится, что слава Божья находится «на земле и на небесах»; земля при этом упоминается первой, потому что под небесами здесь подразумевается твердь, которая принадлежит и, следовательно, подчиняется ей.
В следующем стихе, если мы придерживаемся Авторизованного перевода, который следует за Септуагинтой, мы должны понимать глагол «создать», или «приготовить», как относящийся не только к земле и небесам, но и к каждой полевой траве и т.д. В этом случае смысл будет таким, что Бог приготовил семена и поместил их в землю, поэтому растения и травы нашего мира выросли не из останков прежнего творения и не выросли непроизвольно, а были заново подготовлены Богом в это время. И это подтверждается тем фактом, что со времени удаления солёных и бесплодных вод бездны Он не посылал дождя на землю, и от прежнего разрушения не осталось ни одного доадамового творения, которое бы возделывало почву. Таким образом, вся зелень и растения росли из новых семян, помещённых в землю Богом, и потом они развивались и питались благодаря пару, который поднимался с земли.
Скорее всего, это значение даннного отрывка, и специальная ссылка на работу Третьего дня, по-видимому, является вступлением к следующему описанию Едема и его сада.
В завершение истории Шести дней мы можем отметить, что, как утверждают, между первой и второй главами Бытия существует много противоречий. Некоторые из них мы уже объяснили; ни одно из них не имеет подлинного основания. Мы лишь должны помнить, что у двух повествований разные цели, и трудности исчезнут; в то время как одна глава приводит последовательную историю недели воссоздания, другая очевидно является дополнением, добавляющим подробности о сотворении человека, чтобы мы яснее понимали его природу и его падение. Таким образом, во втором повествовании работа Шести дней упоминается только в связи с основной темой и без какого-либо указания на порядок, в котором она была совершена.