«Унижающий себя возвысится» (Луки 14:11, 18:14).
«Бог смиренным дает благодать. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иакова 4:6,10).
«Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петра 5:6).
Только вчера мне задали вопрос: «Как я могу победить эту гордость?» Ответ был прост. Необходимы две вещи. Делай то, что велит тебе Господь: смирись. Уповай на то, что Он выполнит Свою часть: вознесет тебя.
Повеление звучит очень ясно: смирись. Это не означает, что твоим делом является побеждать гордость и изгонять ее из своего естества, а также формировать внутри себя смирение святого Иисуса. Нет, это работа Бога. Это сама суть возвышения, когда Он вознесет тебя в реальное подобие Своего возлюбленного Сына. То, что означает это повеление, можно выразить следующими словами: используй любую возможность смирить себя перед Богом и людьми. Верь в благодать, которая уже трудится в тебе, и в еще большую благодать для будущих побед до того света, который совесть проливает каждый раз на гордость сердца и на ее производные. Противостой всему, что может привести к неудаче и падению, и следуй неизменной заповеди: смири себя. Прими с благодарностью все то, чему Бог позволяет прийти изнутри или снаружи, от друзей или врагов, по природе или по благодати, чтобы напомнить тебе о твоей нужде в смирении и помочь обрести его. Почитай смирение матерью всех благодатей, своей первой обязанностью перед Богом, единственной охраной души и настрой на него свое сердце как на источник всякого благословения. Это обетование исходит от Бога, и оно непреложно: тот, кто унижает себя, будет вознесен. Следи за тем, чтобы ты выполнял единственное требование Бога: смири себя. А Бог будет следить за тем, чтобы исполнилось то, что Он обещал. Он даст больше благодати, и Он вознесет тебя в свое время.
Всякий труд Бога над человеком характеризуется двумя ступенями. Есть время подготовки, когда заповедь и обетование, со смешанным переживанием усилия и неспособности, неудачи и частичного успеха, со святым ожиданием чего-то лучшего, которое пробуждается всем, перечисленным выше, тренируют и дисциплинируют человека для более высокой ступени. Затем наступает время исполнения, когда вера наследует обетование, и человек наслаждается тем, за что он так часто боролся впустую. Этот закон действует в каждой сфере христианской жизни и в стремлении обрести любую отдельную благодать. И все потому, что этот закон коренится в самой природе вещей. Во всем, что касается нашего искупления, Бог должен проявить инициативу. Когда это сделано, тогда наступает черед человека. В попытках быть послушным и добиться чего-либо он должен научиться распознавать свою неспособность, умирать для себя и таким образом обрести то положение, в котором он может получить от Бога завершение того, начало чему он положил в невежестве. Итак Бог, Который всегда был Началом, где человек действительно знал Его и полностью понимал Божьи цели, принимается как Конец всему и Все во всем.
Точно так же происходит и с обретением смирения. К каждому христианину эта заповедь приходит от престола Самого Бога: смирись. Самые искренние попытки слушаться и повиноваться будут вознаграждены, да, награждены – болезненным открытием двух вещей. Первая: какова глубина гордости, то есть нежелания считать себя и быть почитаемым ничем, абсолютно подчиниться Богу. И все это присутствует в человеке, хотя он об этом совершенно не подозревает. Другая: какова наша полная беспомощность во всех наших попытках, а также во всех наших молитвах о Божьей помощи разрушить этого скрытого монстра. Блажен тот человек, который сейчас учится возлагать свою надежду на Бога и переносить все, не обращая внимания на всю силу греха внутри себя, через действия унижения перед Богом и людьми. Мы знаем закон человеческой природы: действия производят привычки, привычки рождают расположения сердца, расположения формируют волю, а правильно сформированная воля–это уже характер. Это никоим образом не отличается от работы благодати. Как действия, повторяющиеся постоянно, производят привычки и расположение сердца, а это, в свою очередь, укрепляет волю, Бог, Который трудится как с волей, так и с делами, приходит в Своей могучей силе и Духе, и смирение гордого сердца, с которым кающийся святой так часто оказывается на коленях перед Богом, награждается «большей благодатью» смиренного сердца, в котором Дух Иисуса одержал победу и принес с собой новое естество его зрелости, и теперь Он, кроткий и смиренный Агнец, поселяется в этом сердце навсегда.
Смири себя в очах Господа, и Он вознесет тебя. Но в чем же состоит это возвышение? Наивысшая слава творения заключается в том, чтобы быть всего лишь сосудом, чтобы получать, наслаждаться и проявлять славу Божью. Это может произойти только в том случае, если это творение готово быть ничем самим по себе, чтобы Бог мог быть всем. Вода всегда сначала заполняет самые низкие места. Чем ниже человек стоит перед Богом, тем быстрее и полнее будет течение Божественной славы. Возвышение, которое обещано Богом, не является и не может быть никакой внешней вещью в отрыве от Него Самого: все, что Он дает или может дать, – это только больше Себя Самого, чтобы завладеть еще большим. Возвышение, в отличие от земных наград, не является чем-то произвольным и не обязательно связано с поведением, которое должно быть награждено. Нет, но оно само по себе является эффектом и результатом смирения себя. Это ничто иное, как дар такого Божественного пребывающего смирения, такого сообразования со смирением Агнца Божьего и обладания Им, которое ставит нас в положение полного принятия обитания Бога.
Смиряющий себя будет возвышен. Сам Иисус является доказательством истинности этих слов. Он является гарантом обязательного исполнения этого обещания и для нас. Давайте возьмем Его иго на себя и научимся от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем. Если нам не нужно ничего, кроме того, чтобы склониться перед Ним, как и Он снизошел к нам, то Он еще раз снизойдет к каждому из нас, и мы обнаружим себя в одном ярме с Ним. Когда мы погружаемся в общность с Его унижением, и либо смиряем себя сами или переносим унижения от людей, то мы можем считать, что Дух Его превознесения, «Дух Бога и славы», почиет на нас. Присутствие и сила прославленного Христа придут к тем, кто обладают смиренным духом. Если Бог вновь сможет иметь в нас принадлежащее Ему по праву место, то Он вознесет нас. Сделай Его славу своей заботой в смирении себя, тогда Он сделает славу Своей заботы в совершенствовании твоего смирения и в наполнении тебя самим Духом Своего Сына как пребывающей жизни. Когда всепроникающая жизнь Божья захватит тебя, тогда не будет ничего более естественного и более сладкого, чем быть никем, без мыслей и желаний о самом себе, так как все занято Тем, Кто наполняет все. «Я более охотно буду хвалиться своими немощами, чтобы сила Христова могла обитать во мне».
Брат, разве это не причина того, что наше посвящение и наша вера достигли таких маленьких результатов в погоне за святостью? Под именем веры эта работа делалась собственным эгоизмом и его силой, мы призывали Бога для своего собственного эгоизма и счастья. Хоть неосознанно, но это было на самом деле, что душа радовалась себе самой и своей святости. Мы никогда не знали того, что смирение, абсолютное, пребывающее, подобное Христу смирение и самоотречение, всепроникающее и отличающее всю нашу жизнь с Богом и людьми, было самым важным элементом той святости, к которой мы так стремились.
Только в обладании Богом я теряю самого себя. Как в высоте, широте и славе солнечного света видны мельчайшие пылинки, играющие в лучах солнца, так и смирение – это наше место в Божьем присутствии как маленькой пылинки, живущей в солнечном свете Его любви.
«Как велик Бог! Как мал я! Затерявшийся, поглощенный в необъятности Любви! Здесь только Бог, меня нет».
Да научит нас Бог верить в то, что быть смиренным, быть никем в Его присутствии, – это наивысшее достижение и самое полное благословение христианской жизни. Он говорит нам: «Я живу на высоких и превознесенных местах, а также со смиренным и сокрушенным духом». Да будет это нашим уделом!
«О, желаю быть более пустым и низким, Незначительным, незаметным и неизвестным,
А для Бога – сосудом святости, Наполненным Христом, и лишь Им одним!» ПРИМЕЧАНИЕ 4.
Секрет секретов: смирение души в молитве. – До тех пор, пока не будет обновлен дух сердца, пока из него не уйдут все земные желания, и оно не будет пребывать в постоянной жажде по Богу, что является истинным духом молитвы, до тех пор все наши молитвы в большей или меньшей степени будут очень похожи на уроки для учеников, и мы по большей части будем произносить их потому, что не осмеливаемся ими пренебречь. Но не отчаивайся, послушай совет, и ты сможешь ходить в церковь, не опасаясь приближаться к Богу лишь своими устами и быть лицемером, хотя там будет звучать песня или молитва, язык которой будет более высок, чем язык твоего сердца. Сделай так: приди в церковь так, как мытарь пришел в храм. Оставайся внутренне в духе своего разума в такой форме, которую он выражал внешне, когда не мог поднять глаз, а мог лишь говорить: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Оставайся в этом положении, по крайней мере, в своем желании, и это освятит каждую мольбу, которая выйдет из твоих уст. И когда что-либо будет сказано или спето словами, более высокими, чем те, которые в твоем сердце, сделай это предлогом для дальнейшего погружения в дух мытаря, тогда тебе помогут и сильно благословят те молитвы и та хвала, которые кажутся принадлежащими такому сердцу, которое лучше, чем твое.
Это, мой друг, секрет всех секретов, и это поможет тебе пожать то, что ты не сеял, и будет постоянным источником благодати в твоей душе, так как все то, что было возгрето внутри тебя или внешне произошло с тобой, станет реальным добром для тебя, если оно обнаружит в тебе или возбудит в тебе смиренное состояние разума. Ибо ничего не бывает тщетного или бесполезного для смиренной души. Она всегда пребывает в состоянии Божественного роста, и все то, что падает на нее, она воспринимает как росу с небес. Поэтому отключи себя в этой форме Смирения. Всякое добро заключено в нем. Это вода с небес, которая обращает огонь падшей души в кротость Божественной жизни и творит то масло, из которого возникает пламя любви к Богу и к людям. Поэтому всегда будь облечен в него. Пусть это будет одеждой для тебя и твоим опоясанием. Не дыши ничем иным, как этим духом. Смотри на мир лишь его глазами, слушай лишь его ушами. И тогда, будешь ли ты в церкви или вне ее, услышав хвалу Богу или получив незаслуженное от людей и мира, ты будешь назидаем, и все это поможет твоему росту в жизнь Божью. (Дух молитвы, ч. II, стр.121)
Молитва о смирении
Я дам тебе здесь безошибочный пробирный камень, которым ты сможешь все проверить на истинность. Вот он: возьми для себя отпуск от мира и всех его разговоров, только на один месяц. Не пиши, не читай, не спорь с собой, прекрати все прошлые труды своего сердца и разума, и со всей силой своего сердца оставайся весь этот месяц настолько долго, насколько сможешь в следующей молитвенной форме перед Богом. Часто молись ею на коленях, но если ты сидишь, идешь или стоишь, будь всегда внутренне настроенным на эту молитву и молись ей одной Богу: «Чтобы от Его великой благости Он сделал известной тебе и забрал из твоего сердца любую разновидность и форму и степень гордости, будь то от злых духов или от твоей собственной порочной натуры. И чтобы Он пробудил в тебе наибольшую глубину и истину этого смирения, которое сделает тебя способным принять Его свет и Дух Святой». Отвергни всякую мысль кроме того, чтобы ожидать и молиться таким образом из глубины своего сердца, с таким усердием, с каким люди, страдающие от мучений, желают молиться и избавиться от него… Если ты сможешь предать себя в истине и искренности этому духу молитвы, то я с уверенностью скажу, что если у тебя было в два раза больше злых духов, чем у Марии Магдалины, они все будут изгнаны из тебя, и ты будешь плакать, как она, слезами любви у ног святого Иисуса. (Дух молитвы, ч. II, стр. 124.)