1. Сделаться отступником — значит отступить от занимаемого человеком положения. Если употребить это определение, говоря о религиозных вопросах, то в широком смысле можно охватить им целый класс людей, называющих себя верующими, независимо от того, имеют ли они веру или нет. Если они исповедовали религию, сообразуя с ее правилами свою жизнь настолько, что казались верующими, а потом вдруг отступили, хотя бы только от этого внешнего соблюдения формы, их принято называть отступниками; даже в том случае, если их религия была лишь пустой обрядностью. Также принято называть людей отступниками, когда они совершенно отступают от всякой веры или же переходят из ревностного верования в равнодушное.
Именно в этом последнем смысле часто понимается это слово в Ветхом Завете. В нем народ Божий назывался отступником, когда он впадал в идолопоклонство, а также и тогда, когда он становился холодным и небрежным в исполнении своих религиозных обязанностей.
Смысл, в котором я теперь употреблю это выражение, будет обозначать человека обращенного, истинного христианина, оставившего свою первую любовь.
Его ревность охладела. Пыл чувств и глубина благочестия угасли. Он может сохранить вполне вид верующего, соблюдать все обряды, посещать собрания, читать Библию, исполняя все это безукоризненно, но во всем этом будет ощущаться отсутствие Духа. Чуткость чувств притупилась, и в сердце своем подобный человек - отступник.
Возможно, что и сейчас это относится к некоторым из вас; Богу известно, так ли это. Твоя совесть, если ты не заглушишь ее голоса, подскажет тебе это. Понизилось ли твое усердие, исчезла ли определенность твоей цели и верность в исполнении обязанностей? Если это так, то к тебе именно обращаюсь я. Тебя именно имеет в виду Бог. Он называет тебя отступником.
Таков ты, пастор церкви, ты пресвитер, если между вами есть таковые; ты, женщина, каково бы ни было твое положение в церкви, если это определение подходит к твоему состоянию, ты - отступница, и так именуешься ты в Книге Божией.
2. Всякий, некогда обращенный, утративший наслаждение в тайной молитве и не пребывающий в постоянном общении с Богом, является отступником. Возможно сохранить форму молитвы, долго оставаться коленопреклоненным и не быть в общении с Богом - не ощущать присутствия Божия; иметь вид молящегося, не имея Духа молитвы. Если ты, молясь, действительно не приближаешься к Богу, то ты или отступник или лицемер. К какой бы ты церкви ни принадлежал, какое бы ни было занимаемое тобою положение и каким бы ты ни казался людям по твоему внешнему виду, Бог будет почитать тебя отступником, если ты не имеешь Духа молитвы.
3. Если ты больше не находишь наслаждения в чтении слова Божия, ты отступник в сердце. Если твоя обыденная жизнь не слагается по тем правилам, которые ты из слова Божия черпаешь, ты отступник. Если ты перестал предпочитать чтение Библии чтению всякой другой книги, когда замечаешь, что чтение толкования слова Божия стало удовлетворять тебя столько же, как само слово, ничем не приправленное, это будет признаком, что ты уже начал отступать. Если ты идешь еще дальше, полагая, что достаточно изучил Библию и можешь теперь заняться изучением чего-нибудь другого, то ты уже на много отступил. Остерегайся, исповедник учения Христова! Если ты заметишь, что при чтении какой-нибудь главы она более не интересует тебя, имя твое для Бога будет - отступник.
4. Если ты сообразуешься с миром, ты отступник. Если все земное у тебя на первом плане и ты замечаешь, что, пробуждаясь утром, твои первые мысли о мирском, или когда, в минуты уединения, ты добровольно подчиняешься течению мыслей в этом направлении; когда твои товарищи, мысли и чувства связаны с земными интересами - ты отступник в сердце.
Когда твое сердце не сжимается болезненно и не изливается в молитве при виде состояния церкви, это потому, что ты отступник. Если ты без соболезнования и глубокого огорчения смотришь на, так называемых христиан в этом городе, ты, вероятно, отступник в сердце.
5. Когда твое сердце не сжимается болезненно и не изливается в молитве при виде состояния церкви, это потому, что ты отступник. Если ты без соболезнования и глубокого огорчения смотришь на, так называемых христиан в этом городе, ты, вероятно, отступник в сердце.
6. Если ты равнодушен к низкому уровню верующих, ты отступник. Многие, при виде больших собраний, где не замечается разлада, говорят: "Какое приятное настроение; как эта церковь процветает; как мирно и спокойно в сердце се, как это прекрасно". Но при всем этом в церкви этой нет обращений, не спасаются души. Тот, кто называет подобное состояние процветанием церкви и прекрасным, должен быть отступником или лицемером.
Если бы он не был таковым, такое состояние не удовлетворило бы его; не видя обращений грешников он не успокоился бы. Очень поверхностна религиозность христианина, которого можно удовлетворить чем-либо, помимо обращения грешников.
7. Когда развращенность грешников не волнует и не огорчает тебя, это будет служить признаком отступления. Тот, в присутствии которого можно богохульствовать, делать всякое беззаконие и душа его не будет стенать при виде этого, не будет молиться и сокрушаться о грешниках, является отступником. Как мало ты походишь на псалмопевца, говорящего относительно грешников: "Из глаз моих текут потоки вод от- того, что не хранят закона Твоего. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой. Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего". (Псалом 118:136,53,158). Так будет сокрушаться всякий христианин при виде нечестивых, если он не отступник.
8. Отступник узнается еще по тому, что его молитвы его наедине с Богом становятся короче, а расстояние между ними делается длиннее. Тот, кто находит наслаждение в молитве, будет молиться постоянно. Если ты редко молишься, чаще садишься за трапезу, чем идешь на молитву, или употребляешь меньше времени на общение с Богом, чем на удовлетворение твоих земных потребностей, это есть признак отступления. Так ли ты поступал в то время, когда испытывал первую любовь?
Тогда ты охотнее шел на молитву, чем садился за стол. Твое чувство было, когда приходилось между тем и другим избирать: "Пусть лучше тело мое попостится, лишь бы душа была напоена". Боюсь, что в церкви большинство членов проводят больше времени в еде, чем и молитве. Если они не будут остерегаться, пища сделается для них сетью и ловушкой. Тот, кто проводит больше времени за едой, чем с Богом в молитве, хуже обжоры.
9. Когда ты небрежно относишься к тайной молитве. Если человек, в уединении, легкомыслен в молитве, если душа его не пламенеет искренно пред Богом, если у него нет борьбы для получения благословения, это доказательство того, что он отступник.
10. Когда ничтожные причины удерживают тебя от тайной или общественной молитвы. Укажите мне человека, который встает с колен своих из-за пустяка, или который, в извинение того, что не бывает на собраниях, приводит незначительные причины, и я скажу вам, что имя такого человека - "Отступник". Он не променял бы свои часы молитвы на еду или что-либо другое, если б не был таковым; он находил бы больше удовлетворения в молитве и чтении слова Божия, чем в насущном хлебе, Иов говорит: "Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила" (Иов. 23:12). Если ты находишь возможным, чтобы легкое недомогание или незначительное неудобство помешало тебе идти на собрание или отвлекло от особенных духовных обязанностей, ты отступник.
Может быть, мне следует обратиться к каждому из вас с вопросом: "Не так ли это с тобою сегодня?
Не упомянул ли я факта, подходящего к кому-нибудь из вас, чего-нибудь, что ты знаешь, относится к тебе? Возлюбленные, случается нечто подобное с некоторыми из вас?" Если да, то откройте сердца ваши для принятия этой истины. Не относите ее к соседу, не отдавайте другому, но примите ее и унесите с собою. Она вам необходима и принесет вам пользу, если вы не воспротиветесь ей. Если хоть что-нибудь из сказанного коснулось тебя, будь честен, подпиши имя свое "Отступник" и покайся.