Для того, чтобы дать четкое представление о природе и манере действия Божьего Духа в этом чудесном Его излиянии, я приведу два конкретных примера. Героем первого примера является взрослый человек, молодая женщина, которую звали Абигейл Хатчинсон. Я сосредоточусь на ней, потому что она уже умерла, и поэтому о ней можно будет говорить более свободно, чем о примерах людей, которые живы; хотя, с другой стороны, мне будет труднее предложить вашему вниманию полное и четкое описание ее переживаний, чем я мог бы сделать это в отношении кого-то другого. Также невозможно предложить ничего, кроме того, что осталось в памяти ее друзей о том, что они слышали от нее, когда она была жива.
Она была из образованной семьи; у неё не было никаких склонностей к восторженности, но скорее к другой крайности. В этой семье никогда не было привычки выставлять свои переживания напоказ, как не было этого и в её настроении. До своего обращения в веру она, по наблюдениям ее близких, была сторонницей трезвых и безобидных разговоров и была спокойным, тихим, замкнутым человеком. Она долгое время страдала от телесной немощи, но ее немощь никогда не побуждала ее к тому, чтобы предаваться воображению и фантазиям или погружаться в некую религиозную меланхолию. Она была под воздействием пробуждения едва ли неделю, прежде чем появилось явное свидетельство того, что она обратилась в веру ко спасению.
Впервые она пробудилась зимней порой, в понедельник, когда она услышала слова своего брата о необходимости искренне искать возрождающей благодати, а также новости об обращении в веру молодой женщины, о которой говорилось выше, что её обращение в веру весьма повлияло на большинство местных молодых людей. Эти новости произвели на нее большое впечатление и возбудили в ней дух зависти к этой молодой женщине, которую она считала весьма недостойной такого отличия от других посредством такой милости; но в то же время это побудило ее принять твердое решение приложить все силы к тому, чтобы получить такое же благословение. Размышляя о том, какой путь ей избрать, она подумала, что не имеет достаточных знаний принципов религии, чтобы быть способной обратиться в веру, и поэтому решила тщательно исследовать Писание, к чему и приступила незамедлительно, начав с самого начала Библии и намереваясь прочесть ее всю. Так она продолжала дочетверга, но затем произошла внезапная перемена, ибо ее озабоченность весьма возросла, выразившись в чрезвычайном чувстве собственной греховности, в особенности греховности ее естества и нечестия ее сердца. Это нашло на нее, по ее выражению, словно вспышка молнии, и привело в крайний ужас. После этого она прекратила следовать своему плану чтения Библии и обратилась к Новому Завету, чтобы увидеть, не сможет ли она найти там какое-либо утешение для своей страдающей души.
Она говорила, что ее великий ужас заключался в том, что она согрешила против Бога: ее страдания все более и более усиливалось на протяжении трех дней до тех пор, пока она уже не видела ничего перед собой, кроме черноты тьмы, и сама ее плоть трепетала от страха перед Божьим гневом; она удивлялась и поражалась себе, что была так озабочена своим телом и так часто обращалась к врачам за исцелением, но пренебрегала своей душой. Ее греховность представлялась ей с весьма ужасной стороны, особенно в трех вещах, а именно: в ее первоначальном грехе, в ее грехе ропота на Божье провидение — в слабости и страданиях, которые она испытывала — и в непочтении к родителям , хотя другие смотрели на нее как на пример превосходного почтения. В субботу она настолько сильно была увлечена чтением Библии и других книг, что продолжала это делать, ища чего-то, что принесет ей облегчение, до тех пор, пока ее глаза не начали закрываться, так что она уже не могла различать буквы. Будучи таким образом увлечена чтением, молитвой и другими религиозными упражнениями, она думала о тех словах Христа, где Он предупреждает нас не быть как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны, она говорила, что это помогло ей увидеть, что она уповала на свои собственные молитвы и религиозные действия, но теперь она оказалась в замешательстве и не знала, куда обратиться и где искать облегчения.
Пока ее разум пребывал в таком состоянии, ее сердце, как она говорила, казалось, летело к служителю, чтобы найти там убежище, надеясь, что он сможет дать ей некоторое облегчение. В тот же день она пришла к своему брату, имея вид страдающего человека, и стала пенять на него, что он не рассказал ей больше о ее греховности, а также искренне спрашивала его, что ей следует делать. В тот день она, казалось, ощущала в себе вражду против Библии, что весьма испугало ее. Ее чувство своей крайней греховности продолжало расти с четверга до понедельника, и она говорила об этом следующее: что, по ее мнению, до сих пор она не ощущала вины в грехе Адама, и он никак не беспокоил ее, потому что она не принимала активного участия в нем; но теперь она увидела, что виновна в этом грехе и совершенноосквернена им; и что даже одного того греха, который она принесла с собою в мир, было вполне достаточно, чтобы осудить ее.
В воскресный день она уже была настолько больна, что ее друзья считали, что ей лучше будет не ходить на публичное поклонение, хотя ей весьма хотелось это сделать; но когда она вечером в воскресенье легла в постель, то приняла решение, что на следующее утро отправится к служителю, надеясь найти там какое-то облегчение. Когда она проснулась в понедельник утром, незадолго до рассвета, она удивилась той легкости и спокойствию, которое ощущала в своем разуме — такого она никогда раньше не испытывала. Когда она размышляла об этом, в ее разуме были следующие слова: Слова Господни — слова чистые, здравие для тела и питание для костей; а затем следующие слова: Кровь Христа очищает от всякого греха", они сопровождались живым чувством превосходства Христа и Его достаточности для искупления грехов всего мира. Затем она подумала о выражении: приятно для глаз видеть солнце·, эти слова показались ей весьма применимыми к Иисусу Христу. Благодаря этим вещам ее разум был приведен к таким размышлениям и созерцанию Христа, что это наполнило ее весьма великой радостью. Утром она рассказала своему брату о том, что видела (то есть осознавала созерцания верой) Христа прошлой ночью и что она в самом деле думала, что не имела достаточно знаний, чтобы быть обращенной в веру·, но, как она сказала, Бог может сделать это весьма просто! В понедельник она целый день испытывала постоянную приятность в своей душе. Она переживала повторение тех же самых открытий Христа три утра подряд, большей частью одним и тем же образом, просыпаясь незадолго до рассвета; но с каждым днём всё ярче и ярче.
В последний раз, утром в среду, пребывая в наслаждении духовным видом славы и полноты Христа, ее душа исполнилась страданием за людей, не имеющих Христа, и она представила, насколько жалким является то состояние, в котором они пребывают. Она ощутила сильное побуждение незамедлительно отправляться и предупредить грешников и на следующий день предложила своему брату помочь ей в том, чтобы пойти от одного дома к другому; но брат удержал ее, сказав о неуместности такого метода. В тот день она рассказала одной из своих сестер о том, что любит все человечество, но особенно людей Божьих. Ее сестра спросила, почему она любит всех людей. Она ответила: Потому что их сотворил Бог. Однажды после этого в магазин, где она работала, зашли три человека, о которых думали, что они недавно обратились в веру. Когда она увидела их, заходящих в магазин один за другим, это так повлияло на нее и вызвало в ней такую любовь к ним, что она не выдержала и едва не упала в обморок. Когда они начали говорить о религиозных вещах, это оказалось больше, нежели она могла вынести; они были вынуждены прекратить. Ее очень часто охватывали излияния нежных чувств к тем, кого она считала благочестивыми — в разговоре с ними, а иногда даже при одном их виде.
Она имела много чрезвычайных открытий славы Бога и Христа — иногда в отдельных конкретных атрибутах, а иногда во многих. Она рассказывала, что однажды, когда ей на ум пришли четыре слова: МУДРОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, БЛАГОСТЬ и ИСТИНА, ее душа исполнилась чувством славы каждого из этих божественных атрибутов, но особенно последнего. Истина, говорила она, проникла глубже всего\ После того как эти слова прошли, стало повторяться: ИСТИНА, ИСТИНА! Ее разум был настолько поглощен чувством славы Божьей истины и других совершенств, что, как она говорила, словно ее покидала жизнь, и что она увидела, как легко Бог мог лишить ее жизни откровениями о Себе. Вскоре после этого она отправилась на частное религиозное собрание, и ее разум все время был полон чувства и вида славы Бога. Когда собрание закончилось, кто-то спросил ее о том, что она пережила, и она начала рассказывать, но когда она рассказывала, это оживило в ней такие чувства, что силы оставили ее, и людям пришлось взять ее и уложить на кровать. После этого она была весьма поражена и возрадовалась со словами: Достоин Агнец закланный!
На протяжении нескольких дней она испытывала приятное чувство превосходства и любезности Христа в Его кротости, что постоянно побуждало ее повторять следующие слова, которые были приятны для нее: КРОТОК И СМИРЕН СЕРДЦЕМ, КРОТОК И СМИРЕН СЕРДЦЕМ. Однажды она рассказала одной из своих сестер о том, что проводила целые дни и целые ночи, постоянно созерцая славу Бога и Христа, наслаждаясь настолько, насколько могла выдержать ее жизнь. Однажды, когда ее брат говорил о жертвенной любви Христа, она сказала ему, что настолько явно ощущала это, что простое упоминание об этом могло оказаться выше ее сил.
Однажды, придя ко мне, она сказала, что в такое-то и такое- то время она думала, что в такой мере видела Бога и испытывала столько радости и удовольствия,насколько это было возможно в этой жизни; и все же после этого Бог открыл Себя еще более явно. Она видела те же самые вещи, что и раньше, но более явно и намного более превосходным и прекрасным образом и была исполнена превосходнейшей приятности. Она также рассказывала мне о том чувстве славы Христа и Бога в Его различных атрибутах, которое она испытывала изо дня в день, что мне показалось, будто она в течение нескольких дней пребывала в некоем блаженном виденииБога. Я думал, что она имела с ним настолько непосредственные отношения, насколько их имеет ребенок с отцом. В то же самое время она казалась наиболее отдаленной от какой-либо высокой мысли о себе и о своей собственной достаточности, но была подобна маленькому ребенку и выражала великое желание быть наставляемой, говоря мне, что очень часто хотела прийти ко мне за наставлением и хотела бы жить в моем доме, чтобы я постоянно наставлял её.
Она часто выражала чувство восхищения славой Божьей, являющейся в деревьях, в растениях, на полях и в других делах рук Божьих. Она сказала своей сестре, которая жила недалеко от центра города, что однажды думала, как приятно жить в центре, но теперь, говорила она, я думаю, что намного приятнее сидеть и смотреть, как ветер качает деревья и созерцать на природе то, что сотворил Бог. Иногда она чувствовала сильное воздействие Духа Божьего на ее душу, когда читала Писание, и выражала свое ощущение той или иной истины и ее божественности. Иногда она появлялась с приятной улыбкой на лице, а однажды, когда ее сестра заметила это и спросила, почему она улыбается, она ответила: Я до краев полна внутреннего приятного чувства. Она часто говорила о том, как хорошо и приятно было лежать ниц перед Богом, и чем униженней (говорила она), тем лучше\ И что было приятно думать о том, чтобы лежать в прахе все дни своей жизни, оплакивая грех. Она обыкновенно демонстрировала большое чувство своей собственной униженности и зависимости. Она часто выражала крайнее сострадание и полную жалости любовь, которые испытывала в своем сердце по отношению к людям, живущим без Христа. Иногда это было так сильно, что когда она проходила мимо таких людей на улице или думала, что это такие люди, вид их просто поражал ее. Однажды она сказала, что хотела бы, чтобы весь мир был спасен·, она хотела привлечь их всех к себе и не могла вынести мысли о том, что хотя бы один пропадет.
Она испытывала сильное желание умереть, чтобы быть с Христом, которое возрастало до тех пор, пока она не стала думать, что не умеет быть терпеливой и ожидать Божьего времени. Но однажды, когда она испытывала эти чувства, она подумала о себе: Если я хочу умереть, почему я обращаюсь к врачам? На основании этого она заключила, что ее стремления к смерти не были должным образом урегулированы. После этого она часто задавала себе вопрос, что она хочет выбрать — жить или умереть, быть больной или быть здоровой и обнаруживала, что не могла дать четкого ответа, пока наконец не нашла в себе силы сказать следующие слова: Я готова жить и готова умереть; готова быть больной и готова быть здоровой; весьма готова принять все, что Бог наведет на меня! Потом, говорила она, я почувствовала себя совершенно свободно, в полном подчинении воле Божьей. Затем она много сокрушалась, что была настолько страстной в своих стремлениях к смерти, что это свидетельствовало о недостатке у нее такой покорности Богу, как должно было быть. С того времени она продолжала пребывать в этом покорном состоянии до самой смерти.
После этого ее болезнь усилилась; однажды, после того как она провела большую часть ночи в сильной боли, она проснулась после короткого сна со следующими словами в сердце и на устах: Я готова страдать ради Христа, я готова все тратить и отдать себя ради Христа; я готова отдать мою жизнь — даже саму жизнь — ради Христа! И хотя она отличалась удивительной покорностью в отношении жизни и смерти, мысли о смерти были весьма приятны для нее. Однажды, когда ее брат читал из Книги Иова о червях, питающихся мертвым телом, у нее появилась довольная улыбка; когда ее спросили об этом, она сказала, что ей было приятно думать осебе в подобных обстоятельствах. В другой раз, когда ее брат упомянул о существующей опасности того, что преследовавшая ее болезнь может стать причиной ее смерти, это буквально переполнило ее радостью. В другой раз, когда она встретила группу людей, шедших за телом к могиле, она сказала, что ей было приятно думать, что через некоторое время так же пойдут и за ней.
Ее болезнь в последней своей стадии была большей частью сосредоточена в ее горле; находившаяся внутри опухоль пережимала гортань, так что она могла глотать только совершенно жидкую пищу, и то совсем понемногу, с сильными и долгими страданиями. То, что она принимала, выходило у нее через нос, так что в конце концов она вообще не могла ничего есть. У нее был зверский аппетит; она говорила своей сестре, когда разговаривала с ней о своих обстоятельствах, что даже самый плохой кусок был бы ей приятен; но все же, когда она не могла ничего проглотить, то казалась совершенно спокойной в этом отношении, словно у нее вообще не было аппетита. Другие люди были весьма тронуты тем, что ей приходилось переживать, и исполнялись восхищения при виде ее беспримерного терпения. Однажды, когда она тщетно старалась проглотить малую толику чего-то жидкого и весьма устала от этого, она посмотрела с улыбкой на свою сестру и сказала: О, сестра, это для моего блага! В другой раз, когда ее сестра рассказывала о том, что она переживала, она сказала ей, что жила на небесах на земле из-за всего этого. Иногда, переживая крайние страдания, она говорила своей сестре: Хорошо, что это так! Сестра однажды спросила ее, почему она так говорит: Почему? — ответила она, — потому что так устроил Бог; лучше всего, когда Бог устраивает все; мне это кажется самым лучшим. Когда ее подводили от постели к двери, она, казалось, была поражена видом снаружи как являющим славу Того, кто сотворил все это. Лежа на смертном одре, она часто говорила следующие слова: Бог мой друг! А. однажды, посмотрев с улыбкой на свою сестру, она сказала: О, сестра, как это хорошо! Как приятно и мило размышлять и думать о небесном!, и использовала этот аргумент для того, чтобы убедить свою сестру весьма углубиться в подобные размышления.
Находясь на смертном одре, она выражала горячее желание, чтобы люди, находившиеся в своем привычном состоянии, обратились в веру, а благочестивые больше видели и познавали Бога. А когда те, кто смотрел на себя как на пребывающих без Христа, приходили посетить ее, она весьма исполнялась сострадания и любви. Была одна женщина, которая пребывала в великой озабоченности состоянием своей души и время от времени приходила повидаться с ней, так что она хотела, чтобы ее сестра убедила ее больше не приходить, поскольку ее вид вызывал у нее такое сострадание, что оно пересиливало ее природу. В ту неделю, когда она умерла, когда она пребывала в страданиях своего тела, некоторые из ее близких, пришедшие навестить ее, спросили, готова ли она умереть. Она ответила, что была готова как жить, так и умереть; она была готова жить с болью; она была готова жить так всегда, если на то была воля Божья. Она желала того, чего желал Бог. Ее спросили, готова ли она умереть в ту ночь. Она ответила, что да, если такова будет воля Божья. Она, казалось, говорила, находясь в совершенном присутствии духа, и с таким бодрым и радостным видом, что они исполнились восхищения.
Она была очень слаба долгое время перед тем, как умерла, истощаясь от голода и жажды, так что ее плоть словно высохла на костях; поэтому она могла говорить совсем немного и давала понять свои мысли во многом знаками. Она говорила, что у нее было столько тем для разговора, что она могла бы говорить все время, если бы только у нее были силы. За несколько дней до ее смерти некто спросил ее, осталась ли она в своей верности? Не боялась ли она смерти? На это она ответила, что ни в коей мере не испытывает страха смерти. Ее спросили, почему она так уверена? Она ответила: Если я скажу иначе, то буду противоречить тому, что знаю. В самом деле, - сказала она, - есть темный вход, который выглядит темным, но с другой стороны там появляется такой яркий свет, что я не могу бояться!Незадолго до своей смерти она сказала, что раньше она боялась того, как ей придется встретиться со смертью; но, сказала она, Бог показал мне, что Он может облегчить великую боль. За несколько дней до своей смерти она не могла говорить и только отвечала «да» или «нет» на вопросы, которые ей задавали. Она, казалось, умирала на протяжении трех дней. Однако она, похоже, продолжала пребывать в восхитительно приятном состоянии души, беспрерывно, до последнего, и умерла как человек, который заснул, без какой-либо борьбы, около полудня в пятницу, 27 июня 1735 года.
Она долгое время была слаба и часто страдала от сильной боли, но умерла она главным образом от голода. То, что она так часто лишалась сил и падала в обморок от нежных чувств, без сомнения, отчасти было вызвано ее физической слабостью, но все же истина заключалась в том, что она видела больше благодати и больше откровений Бога и Христа, чем могла перенести в своем слабом состоянии. Она хотела быть там, где сильная благодать могла иметь больше свободы и быть неотягощенной немощным телом; там она хотела быть, и там она, без сомнения, находится сейчас. Среди нас ее воспринимали как весьма выдающийся пример христианского опыта, но то, что я рассказал о ней, является всего лишь отрывочным и несовершенным повествованием. Ее особенность проявилась бы гораздо сильнее, если бы ее переживания были изложены полностью, как она обычно выражала и проявляла их, когда была жива. Однажды я прочел это повествование ее набожным соседям, которые были знакомы с ней, и они в связи с этим сказали, что этот образ весьма уступал ее жизни; в частности, что он весьма недостаточно отображал ее смирение и восхитительное унижение сердца, которые всегда были видны в ней. Но благословен Бог, есть много живых примеров весьма похожей природы, а в некоторых случаях не менее чрезвычайных.
Теперь я перехожу к другому примеру, а именно ребенка, о котором я упоминал прежде. Ее зовут Фиби Бартлет*, она дочь Уильяма Бартлета. Я передам это повествование так, как услышал его из уст ее родителей, в чьей правдивости не сомневается никто из знающих их.
*Она была рождена свыше в марте 1739 года и сохраняла характер истинной христианки.
Она родилась в марте 1731 года. Примерно в конце апреля или в начале мая 1735 года на нее весьма сильно повлияли разговоры ее брата, который обратился в веру немногим раньше, будучи в возрасте около одиннадцати лет, и затем серьезно говорил с ней о великих вопросах религии. В то время ее родители не знали об этом и в своих советах детям обычно не сосредотачивались на ней, поскольку она была совсем маленькой и, по их мнению, неспособной понять это. Но после того как ее брат поговорил с ней, они заметили, что она весьма внимательно слушала советы, которые они давали другим детям; также они заметили, что она постоянно, по нескольку раз в день, уединялась, как они решили, для тайной молитвы. Она все больше и больше увлекалась религией, и все больше времени проводила в своей комнате. Дошло до того, что она стала уходить в нее по пять или шесть раз в день и была так увлечена этим, что ничто не могло отвлечь ее от проведения этого времени в своей комнате. Ее мать часто наблюдала за ней, когда происходило что-то, что, по ее мнению, с наибольшей вероятностью должно было отвлечь ее — либо вывести из этих размышлений, либо еще как-то привлечь ее внимание, но никогда не замечала, чтобы девочка поддалась на это. Она упоминала о некоторых весьма удивительных случаях.
Однажды она сама заговорила о своих безуспешных попытках найти Бога или о чем-то в этом роде. Но в четверг, в последний день июля, примерно в середине дня, когда ребенок был в своей комнате, где она обычно уединялась, ее мать услышала, как она говорила вслух. Это было необычным, поскольку за ней никогда раньше такого не замечалось. Ее голос казался голосом человека весьма увлеченного и неотступного, но ее мать могла различить только следующие слова, произносимые в детской манере, но с чрезвычайной искренностью и в страдании души: Прошу, благословенный Господь, дай мне спасение! Я прошу и умоляю, прости все мои грехи!Закончив молиться, девочка вышла из своей комнаты, села рядом с матерью и громко заплакала. Ее мать весьма искренне несколько раз спрашивала ее, в чем дело, прежде чем та смогла дать какой- либо ответ; она продолжала плакать и содрогаться, как человек, испытывающий терзания духа. Затем мать спросила ее, боится ли она, что Бог не даст ей спасения, на что она ответила: Да, я боюсь, что попаду в ад! Затем мать постаралась успокоить ее, сказав ей, что она не должна плакать, должна быть хорошей девочкой и молиться каждый день, и она надеется, что Бог даст ей спасение. Но это совершенно ее не успокоило; она продолжала плакать еще некоторое время, пока вдруг не перестала плакать и не начала улыбаться, а затем сказала с улыбкой на лице: Матушка, Царство Небесное пришло ко мне! Ее мать была удивлена такой внезапной переменой и ее речью, и не знала, как поступать, но сначала ничего ей не сказала. Девочка снова заговорила: Вот еще... и вот еще, уже три...; когда ее спросили, что она имела в виду, она ответила: Одно — это «Да будет воля Твоя», а другое — «Наслаждайся Им всегда»; из этого можно сделать вывод, что, когда девочка сказала «уже три», она имела в виду три отрывка из ее катехизиса, которые пришли ей на ум.
Сказав это, девочка снова вернулась в свою комнату, а ее мать отправилась в комнату ее брата, которая располагалась по соседству; когда же она вышла, то девочка, которая уже вышла из своей комнаты, встретила свою мать с радостными словами: Теперь я нашла Бога!, подразумевая то, на что она прежде жаловалась, что не могла найти Его. Затем девочка сказала: Я люблю Бога! Ее мать спросила, насколько сильно она любит Бога и любит ли она Бога сильнее, чем своих отца и мать. Девочка ответила: Да. Тогда мать спросила, любит ли она Бога сильнее, чем свою младшую сестру Рейчел. Она ответила: Да, сильнее всех! Затем ее старшая сестра, в связи с ее словами о том, что она теперь нашла Бога, спросила ее, где она могла найти Его. Она ответила: На небесах. Как, спросила она, разве ты была на небесах? Нет,ответила девочка. На основании этого можно предположить, что это не было плодом воображения или чем-то увиденным физическими глазами, что она назвала Богом, когда сказала: Теперь я нашла Бога. Мать спросила ее, боится ли она попасть в ад, и не из-за этого ли она плакала. Она ответила: Да, я боялась, но теперь я не буду бояться. Ее мать спросила, думает ли она, что Бог даровал ей спасение, и она ответила: Да. Мать спросила: Когда? Она ответила: Сегодня. Всю вторую половину того дня она пребывала в великой радости и веселье. Один из соседей спросил ее, как она себя чувствует. Она ответила: Я чувствую себя лучше, чем раньше.
Сосед спросил, почему она чувствует себя лучше. Она сказала: Это сделал Бог. В тот вечер, лежа в постели, она позвала к себе одного из своих маленьких двоюродных братьев, который находился в комнате, желая что-то сказать ему; когда он подошел, она сказала ему, что небеса лучше земли. На следующий день мать спросила ее,для чего Бог сотворил ее. Она ответила: Чтобы служить Ему, и добавила: Все люди должны служить Богу и знать Христа.
В тот же самый день старшие дети, вернувшись домой из школы, были весьма изумлены чрезвычайной переменой, которая произошла с Фиби. Когда ее сестра Абигейлстояла рядом, ее мать воспользовалась случаем, чтобы посоветовать ей лучше использовать свое время сейчас, чтобы готовиться к иному миру. При этом Фибиразрыдалась и воскликнула: Бедняжка Набби! Ее мать сказала ей, что не стоит плакать, что она надеется, что Бог дарует Набби спасение; но это не успокоило ее, и она продолжала еще какое-то время рыдать. Когда она почти успокоилась, рядом с ней находилась ее сестра Юнис, и она снова разрыдалась, воскликнув: Бедняжка Юнис!,и стала сильно плакать; а когда почти перестала, то пошла в другую комнату, где увидела свою сестру Наоми и снова разрыдалась, восклицая: Бедняжка Эми\ Ее мать была поражена таким поведением ребенка и не знала, что ей сказать. Через некоторое время пришел кто-то из соседей и спросил ее, из- за чего она плакала. Сначала она не хотела говорить о причине, но мать сказала ей, что она может рассказать этому человеку, потому что он дал ей яблоко; тогда она сказала, что плакала, потому что боялась, что они пойдут в ад.
Вечером к ним пришел некий служитель, который время от времени бывал в городе, и он беседовал с ней о религиозных вещах. После того как он уехал, она села, склонившись за столом, и у нее из глаз катились слезы; когда ее спросили, из-за чего она плачет, она сказала: Из-за того, что думала о Боге. На следующий день (это была суббота) она провела большую часть дня под сильным впечатлением, четыре раза плакала и, казалось, пыталась успокоиться и скрыть свои слезы, а также совсем не хотела говорить об этом. В воскресенье ее спросили, верит ли она в Бога; она ответила: Да. Когда ей сказали, что Христос был Сыном Божьим, она с уверенностью ответила: Я знаю.
С этого времени в этом ребенке постоянно происходили удивительные перемены. Она весьма строго вела себя в воскресенье и, казалось, ждала, когда придет воскресный день. Часто в течение недели она спрашивала, сколько еще осталось до воскресенья, так что ей нужно было пересчитать все дни, чтобы она успокоилась. Она любит Божий дом и ей нравится ходить туда. Мать однажды спросила ее, почему она так настроена туда ходить? Не для того ли, чтобы увидеть там хороших людей? Она ответила: Нет, для того чтобы слушать, как проповедует г-н Эдварде. Когда она находится в месте поклонения, она весьма далека от того, чтобы проводить там свое время так, как это обычно делают дети ее возраста, но проявляет внимание, весьма чрезвычайное для такого ребенка. Она также проявляет сильное желание при всякой возможности посещать частные религиозные собрания, тихо и внимательно ведет себя дома во время молитвы и кажется особенно тронутой во время семейной молитвы. Она, похоже, очень любит слушать религиозные беседы. Когда я однажды находился там с несколькими чужими людьми и заговорил с ней о чем-то религиозном, она показалась мне внимательной более обычного; когда мы уходили, она посмотрела нам вслед с большой печалью и сказала: Я бы хотела, чтобы они снова пришли. Ее мать спросила: Почему? Она ответила: Я люблю слушать, как они разговаривают.
Она, похоже, в большой степени имеет страх Божий и чрезвычайно боится согрешить против Него; ее мать упоминала о следующем удивительном примере этого. Однажды в августе прошлого года она отправилась с несколькими детьми постарше рвать сливы на соседском участке, не видя никакого вреда в том, что она делала; но когда она принесла часть слив домой, ее мать мягко пожурила ее и сказала, что она не должна брать сливы без разрешения, потому что это грех; Бог заповедал ей не воровать. Девочка оказалась весьма удивленной этим, разрыдалась и воскликнула: Я не буду есть эти сливы!, а затем повернулась к своей сестре Юнис и с сильным чувством сказала ей: Зачем ты позвала меня пойти к этой сливе? Я бы не пошла туда, если бы ты меня не позвала. Другие дети не выглядели настолько тронутыми или озабоченными, но Фиби была безутешна. Мать сказала ей, что она может пойти и спросить разрешения, и тогда есть эти сливы для нее не будет грехом, и послала одну из девочек сделать это; когда она вернулась, мать сказала Фиби, что хозяин дал разрешение, и теперь она может есть эти сливы и это не будет воровством. Это ненадолго успокоило ее, но затем она снова разрыдалась. Мать спросила ее, почему она снова расплакалась? Почему она плакала сейчас, после того как они спросили разрешения? Что же беспокоило ее теперь? Так она спрашивала весьма искренне несколько раз, прежде чем девочка ответила. В конце концов, она сказала: Потому что, потому что это был грех. Она проплакала еще долгое время, а затем сказала, что больше не пойдет туда, даже если бы Юнис просила ее сто раз·, и сохраняла свое отвращение к этому плоду на протяжении значительного периода времени, помня о своем прошлом грехе.
Иногда она кажется весьма впечатленной и восхищенной текстами Писания, которые приходят ей на ум. В частности, в начале ноября ей на ум пришел текст из Откровения 3:20: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Она рассказала об этом своим родственникам с большой радостью, с улыбкой на лице и возвышенным голосом; затем она пошла в другую комнату, и ее мать услышала, что там она весьма искренне рассказывала об этом детям; в частности, она слышала, как девочка говорила им три или четыре раза с чувством великой радости и восхищения:Представляете, вечерять с Богом! Однажды в середине зимы, очень поздно ночью, когда все уже легли спать, ее мать заметила, что она не спит, и спросила ее, в чем дело. Девочка ответила тихим голосом, так что мать не расслышала, что она сказала; но, подумав, что это могло быть вызвано каким-либо духовным чувством, больше ничего ей не сказала, однако заметила, что девочка лежала в таком же состоянии и не спала еще продолжительное время. Наутро мать спросила ее, не плакала ли она прошлой ночью. Девочка ответила Да, я плакала немного, потому что думала о Боге и Христе, и что они любят меня. Мать спросила ее, неужели мысли о том, что Бог и Христос любят ее, заставили ее плакать? Она ответила: Да, так бывает иногда.
Она часто демонстрировала большую озабоченность благом душ других людей, и люди часто замечали, как она что-то прочувствованно советовала другим детям. Однажды, где-то в конце сентября прошлого года, когда она и еще несколько других детей были в комнате сами и лущили индейскую кукурузу, через какое-то время девочка вышла и села у огня. Ее мать заметила, что она выглядела более обычного серьезной и задумчивой; в конце концов она нарушила молчание и сказала: я разговаривала с Набби и Юнис. Мать спросила ее, что она им сказала. Она ответила: Я сказала им, что они должны молиться и готовиться к смерти·, что им осталосьсовсем немного жить в этом мире, и что они должны быть всегда готовы. Когда Набби вышла, мать спросила ее, это ли им говорила Фиби. Да, ответила та, она говорила это и еще многое другое. Во всякое время эта девочка пользовалась возможностью поговорить с другими детьми о больших переживаниях за их души, и это весьма касалось их. Однажды она неотступно просила свою мать разрешить ей пойти помолиться со своей сестрой Наоми·, мать пыталась отказать ей, но та тянула ее за рукав, и казалось, ее ничто не остановит. В конце концов мать сказала ей, что Эми должна пойти и помолиться сама; Но она не пойдет, возразила девочка, и искренне настаивала и умоляла свою мать разрешить ей пойти вместе с сестрой.
Она обнаружила необычную степень духа благотворительности, особенно в следующем случае. Один бедняк, живущий в лесу, недавно лишился коровы, на которую весьма полагалась его семья; будучи в их доме, он рассказывал о своей беде и о тех нуждах и трудностях, которые им приходится переживать из- за этого. Она внимательно слушала его, и это сильно возбудило в ней сострадание. Внимательно послушав его некоторое время, она пошла к своему отцу, который был в мастерской, и стала просить его подарить этому человеку корову. Она говорила, что у бедного человека нет коровы! Что охотники или кто-то еще убили его корову! И упрашивала отца подарить этому человеку одну из их коров. Отец ответил ей, что они не могут пожертвовать одну из своих коров. Тогда она стала упрашивать его позволить этому человеку и его семье жить у них в доме, и говорила еще много подобного, проявив в этом сострадание к бедным.
Она демонстрировала большую любовь к своему служителю, в частности, когда я вернулся из долгой поездки, предпринятой прошлой осенью ради укрепления здоровья. Когда она узнала об этом, то весьма обрадовалась этой новости и рассказала об этом детям возвышенным голосом, словно самые радостные вести, повторяя снова и снова: Г-н Эдвардс вернулся! Г-н Эдвардс вернулся! Она до сих пор продолжает постоянно проводить время в тайной молитве, насколько это удается заметить, потому что она, будучи замкнутым ребенком, совершенно не хочет, чтобы другие замечали, когда она уединяется. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, она цитирует катехизис и не пропускает этого ни по какой причине. Она никогда не забывала об этом, кроме одного раза, когда она, уже лежа в постели, подумала об этом и воскликнула в слезах: Я не почитала свой катехизис! Она не могла успокоиться до тех пор, пока ее мать не попросила ее прочитать катехизис, лежа в постели. Она иногда, кажется, пребывает в сомнениях относительно состояния своей души, и когда ее спрашивают, считает ли она себя подготовленной к смерти, говорит об этом с сомнением. В другие моменты она, похоже, не испытывает никаких сомнений, а когда ее спрашивают, она без колебаний отвечает: Да.
В первой части этого великого Божьего действия среди нас, прежде чем оно достигло своей высшей точки, мы, казалось, ощущали на себе чудную улыбку и благословения. Сатана был необычайно потеснен; люди, которые прежде были подвержены меланхолии, словно пробудились от нее; а те, кто был связан необычайными искушениями, чудесным образом были освобождены. Кроме того, это было самым замечательным временем здоровья, которое я знал с тех пор, как приехал в этот город. Обычно каждое воскресенье у нас бывает несколько записок о больных людях, но теперь на протяжении нескольких воскресений подряд у нас не было ни одной. Однако затем ситуация стала меняться.
Когда это действие Божье, казалось, достигло своей высшей точки, один бедный слабый человек, житель города, переживая сильное духовное беспокойство, был подвигнут неистовыми искушениями на то, чтобы перерезать себе горло, и попытался это сделать, но не преуспел в этом. После этого он продолжительное время пребывал весьма погруженный в меланхолию, но теперь уже долгое время как получил избавление, когда свет лица Божьего осиял его, и он выражал большое чувство собственного греха в том, что настолько поддался искушению; теперь в нем присутствуют все признаки того, что он стал объектом спасительной милости.
В конце мая стало весьма заметно, что Дух Божий постепенно удаляется от нас, и затем сатана, казалось, получил большую свободу и стал страшно неистовствовать. Первый случай, когда это проявилось, произошел с человеком, который покончил с собой, перерезав себе горло. Он был джентльменом более чем среднего понимания, строгих нравственных правил, религиозным в своем поведении, полезным и почтенным человеком в городе; но он был родом из семьи, весьма склонной к меланхолии, и его мать погибла от нее. С самого начала этого чрезвычайного времени он был весьма обеспокоен состоянием своей души, и в его переживаниях, казалось, было много обнадеживающего; однако он не смел лелеять никакой надежды на свое доброе состояние. К концу своей жизни он стал весьма разочарованным, и меланхолия все больше охватывала его, пока он не оказался совершенно под ее властью и в большой мере потерял способность принимать советы или прислушиваться к рассуждениям. Дьявол воспользовался этим преимуществом и привел его к отчаянным мыслям. Он не спал по ночам, размышляя об ужасах, так что на протяжении долгого времени вообще не спал; в конце концов, стало заметно, что он был уже неспособен вести свои обычные дела и по заключению коронера был признан невменяемым. Новости об этом поразили умы здешних людей. После этого многие люди в этом и других городах словно почувствовали настоятельное побуждение сделать то же самое, что сделал этот человек. Многие, которые, казалось, не были подвержены никакой меланхолии, некоторые набожные люди, не имевшие никакой тьмы или сомнений о благости своего состояния и не находившиеся в каких-либо особенных проблемах или мысленной озабоченности о чем-то духовном или преходящем, почувствовали побуждение, словно кто-то говорил им: Перережь себе горло, сейчас хорошая возможность. Сейчас! Сейчас! Хотя у них не было никаких причин делать это, им пришлось сражаться изо всех сил, чтобы противостать этому.
Примерно в то же время произошли два удивительных случая того, как люди отошли, будучи уведены прочь странными восторженными заблуждениями: один вСаффилде, а другой в Южном Хэдли. Случай, наделавший более всего шума в окрестности, был связан с поведением человека в Южном Хэдли. Его заблуждение заключалось в том, что он считал, что получил божественное наставление направить бедного человека, находившегося в меланхолии и отчаянных обстоятельствах, сказать определенные слова в молитве к Богу, как записано в Псалме 114:4, ради собственного успокоения. Этот человек считается набожным человеком. Я видел это его заблуждение, имел с ним знакомство и верю, что никто из имевших с ним такое знакомство не стал бы сомневаться в его набожности. Он подробно рассказал мне о том, каким образом он был введен в заблуждение, но этот рассказ слишком длинен, чтобы вставлять его сюда. Если говорить вкратце, то он весьма возрадовался и был возвышен тем чрезвычайным действием, которое происходило в этой части страны; у него было мнение, что это было начало славных времен Церкви, о которых говорится в Писании. Он читал это как мнение некоторых священнослужителей, что многие люди в эти времена будут наделены чрезвычайными дарами Святого Духа, и принял эту мысль, хотя поначалу не имел никаких сомнений в том, что такие дары не будут даваться никому, кроме служителей. Однако с тех пор он весьма сокрушается о том позоре, который он нанес Богу, и той ране, которую он этим нанес религии, и пал ниц перед Богом и людьми за это.
После этого случаи обращения в веру были редки здесь в сравнении с тем, сколько их было до того, хотя вышеупомянутый удивительный случай с ребенком произошел после этого. Вскоре стало весьма заметно, что Дух Божий удаляется из всех частей окрестности, хотя мы слышали о действиях, происходивших в некоторых местахКоннектикута, и что там это продолжается даже до сего дня. Но религия оставалась здесь, и, я верю, и в некоторых других местах, главной темой разговоров еще на протяжении нескольких месяцев. Были некоторые случаи, в которых Божье действие казалось возрождающимся, и мы были готовы надеяться, что все возобновится; однако по большей части имел место постепенный упадок этого общего живого духа в религии, который был до этого. Затем произошли события, которые отвлекли умы людей и направили их разговоры больше на другие темы; в частности, приезд его превосходительства губернатора и комитета генерального суда по вопросу договора с индейцами. Потом — Спрингфилдский спор; а после этого наши люди в этом городе были заняты строительством нового здания для собраний. Можно было бы упомянуть еще несколько других случаев, которые, казалось, имели такое действие. Но что касается тех, кого считали обратившимися в веру в это время, то в них, по всей видимости, произошли радикальные перемены. Я имел особое знакомство со многими из них и они большей частью кажутся людьми, которые имеют новое восприятие вещей, новые ощущения и взгляды на Бога, на божественные атрибуты Иисуса Христа и на великое значение Евангелия. Они имеют новое ощущение истины, и это влияет на них обновляюще; это весьма далеко от того состояния, в котором они были раньше, и они не могут возродить чувство этих вещей, когда им захочется. Их сердца часто бывают тронуты и часто исполняются новой приятностью и милостью; они чувствуют горение сердца, которое они никогда не испытывали ранее; иногда это даже вызывается одним только упоминанием имени Христа или какого-то из божественных совершенств. У них есть новые желания, новое дыхание и стремления сердца, и воздыхания неизреченные. В них проявляется новые внутреннее напряжение и борьба души, стремящейся к небесам и святости.
Некоторые, кто раньше были весьма резкими в своем темпераменте и манерах, удивительным образом смягчились и умилились. Души некоторых сверхъестественно наполнялись и переполнялись светом, любовью и утешением еще спустя долгое время после того, как действие Божье перестало удивительным образом производиться повсеместно; а некоторые имели намного большие переживания такого рода, чем раньше. В городе до сих пор идут религиозные разговоры среди молодых и старых; религиозный настрой, похоже, продолжает пребывать среди наших людей, выражаясь в том, что они часто проводят частные религиозные собрания; самые разные люди сообща поклоняются Богу на этих собраниях, по вечерам в воскресенье и вечером после нашей публичной лекции. Многие дети в городе до сих пор продолжают собираться на свои встречи. Я не знаю ни одного молодого человека в городе, который бы вернулся к прежним путям распущенности и сумасбродства в той или иной мере; мы остаемся измененными людьми, Бог явно сделал нас новым народом.
Я не могу сказать, что не было ни одного случая, когда люди вели себя недостойно; я также не настолько тщеславен, чтобы полагать, что мы никогда не ошибались в своих добрых мнениях о людях или что среди нас не было никого, кто притворялся овцой, но на самом деле был волком в овечьей шкуре и кто рано или поздно обнаружит себя по своим плодам. Мы не настолько чисты, чтобы не иметь повода смиряться и не стыдиться того, что мы настолько нечисты·, мы не настолько религиозны, чтобы те, кто ожидает, когда мы споткнемся, не могли увидеть в нас ничего, что могли бы использовать, чтобы опорочить нас и религию. Однако в основном происходило великое и чудесное действие по обращению в веру и освящению местных людей; и они со всем должным уважением относились к тем, кто был благословлен Богом быть инструментами этого. И старые, и молодые проявили стремление прислушаться не только к моим советам, но даже к моим обличениям с кафедры.
Большая часть окрестности не приняла самые благоприятные мысли об этом деле, и до сего дня многие хранят предвзятое отношение к этому. У меня есть причины думать, что события, происходящие в этом городе, предвзято настроили многих людей, и это не кажется мне странным. Однако проявления великого действия Божьего аналогичны подобным проявлениям в других местах. Во многих аспектах Бог так устроил манеру этого действия, чтобы весьма заметно и удивительно показать, что это Его собственное особенное и непосредственное действие, и чтобы воздать всю славу за это Своей собственной всемогущей силе и суверенной благодати. Какими бы ни были обстоятельства и средства, и хотя мы настолько недостойны, все же Богу было угодно действовать именно так! Мы, очевидно, являемся людьми, благословенными Господом! Ибо здесь, в этом: уголке мира, Бог пребывает и являет Свою славу.
Итак, преподобный сэр, я представил большой и подробный отчет об этом удивительном действии; но все же, принимая во внимание, насколько многоразличными были Божьи действия среди нас, это всего лишь краткое изложение. Мне следовало бы послать его намного раньше, если бы мне не помешали болезни в моей семье, а также и в моем теле. Это изложение, пожалуй, оказалось намного больше, чем Вы ожидали, и, возможно, чем Вы бы предпочли. Я думал, что чрезвычайная природа этого действия и бесчисленные распространившиеся неверные представления о ней, многие из которых, без сомнения, дошли и до Вашего слуха, заставили меня быть подробным. Однако я оставляю полностью на усмотрение Вашей мудрости использовать все это так, как Вы сочтете нужным: послать в Англию часть этого или всю рукопись, или ничего, если Вы не сочтете это достойным; в любом случае, распоряжайтесь этим по своему усмотрению, чтобы это принесло больше всего славы Богу и было в интересах религии. Если Вам будет угодно послать что-либо преподобному д-ру Гайсу, я буду рад, если это будет направлено ему, как мое смиренное желание, поскольку ему и прихожанам, которым он проповедовал, было так угодно интересоваться нами, они будут также думать о нас и у престола благодати и искать там ради нас того, чтобы Бог не оставил нас, но наделил нас силой приносить плод в соответствии с нашим исповеданием и нашими милостями; и чтобы наш «свет светил пред людьми, чтобы они видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного».
Когда я впервые услышал о том, что преподобные д-р Уаттс и д-р Гайс обратили внимание на Божьи милости к нам, я воспользовался случаем, чтобы сообщить об этом нашим прихожанам в рассуждении на тему следующих слов: не может укрыться город, стоящий на верху горы. Увидев из письма, которое Вы написали моему достопочтенному дяде Уильямсу, насколько внимательно д-р Гайс и его прихожане отнеслись к нам, я прочел эту часть Вашего письма прихожанам и потрудился в меру своих сил пробудить в них должное отношение к этому. Прихожане были весьма заметно тронуты.
Я смиренно прошу Вас, преподобный сэр, о Ваших молитвах за эту окрестность в ее нынешних меланхолических обстоятельствах, в которые она погрузилась из-за Спрингфилдского спора, который, без сомнения, более всего остального, произошедшего здесь, положил конец славному действию, вызвал предвзятое отношение к этому в окрестности и помешал распространению этого. Я также прошу о Ваших молитвах за этот город и особенно осмеливаюсь просить о них ради Вас, достопочтенный сэр.
Со смиренным почтением
Ваш послушный сын и слуга
ДЖОНАТАН ЭДВАРДС.
Нортгемптон,
6 ноября 1736 года.