Люди в нашей местности в большинстве своем, я полагаю, такие же трезвые, порядочные и хорошие, как и в любой части Новой Англии; и я верю, что они до сих пор сохранились наиболее свободными от заблуждения и различных сект и мнений, чем в какой-либо другой части страны. То, что мы находимся так глубоко на материке, вдалеке от морских портов и в уголке страны, без сомнения, явилось одной из причин того, почему мы не были так сильно развращены пороком, как другие части страны. Однако несомненно: религия и добропорядочность в нашем округе, а также чистота учения были, при
Божьем содействии, в весьма большой степени результатом великих способностей и выдающейся преданности моего достопочтенного деда Стоддарда. Полагаю, из всех частей страны мы были наиболее свободной от неприятных разделений и споров в наших церковных и религиозных вопросах, вплоть до недавнего Спрингфилдского спора*.
*Спрингфилдский спор касается назначения одного служителя, что вызвало жаркие дебаты между многими людьми, как пасторами, так и прихожанами, одни из которых были за него, а другие — против, в силу различных мнений о его принципах и о некоторых шагах, предпринятых для его рукоположения.
Будучи весьма отдаленными от других частей провинции и поддерживая с ними довольно слабые отношения, мы всегда решали свои церковные вопросы сами. Именно так повелось в нашем краю с самого начала по согласию практически всех, и так с тех пор поддерживался наш мир и добрый порядок.
Город Нортгемптон существует 82 года и сейчас насчитывает около двухсот семей, которые в основном живут более компактно, чем в любом другом городе такого размера в этой части страны. Это, возможно, было поводом к тому, что наши развращения и реформации время от времени более быстро передавались по всему городу от одного человека другому. Если брать город в целом, то, насколько я могу судить, живущие в нем люди настолько же здравомыслящи и разумны, как и большинство людей, с которыми мне довелось быть знакомым. Многие из них были известны своей религиозностью и особенно отличались необыкновенным знанием вещей, имеющих отношение к религии сердца и христианскому опыту, а также своим вниманием к этому.
Я являюсь третьим служителем, который поселился в этом городе. Преподобный г-н Елеазер Мазер, первый служитель, был рукоположен в июле 1669 года. Этот человек, чье сердце было весьма предано этой работе, много трудился на благо драгоценных душ. Он пользовался большим уважением и любовью у людей и был благословлен немалым успехом. Преподобный г-н Стоддард, ставший его преемником, впервые приехал в город в ноябре, после его смерти, но не был рукоположен вплоть до 11 сентября 1672 и умер 11 февраля 1728 или 1729 года. Таким образом, он продолжал исполнять дело служения здесь почти шестьдесят лет от момента его первого приезда в город. А поскольку он был известен и отличался своими дарованиями и благодатью, он был благословлен с самого начала чрезвычайным успехом в своем служении, в обращении многих душ. Он имел пять жатв, как он их называл. Первая имела место около 57 лет тому назад; вторая — около 53 лет назад; третья— около 40; четвертая — около 24; пятая и последняя — около 18 лет назад. Некоторые из этих времен были намного более знаменательными, чем другие, и жатва душ была более обильной. Те жатвы, что происходили 53, 40 и 24 года назад, были намного больше, чем первая и последняя", но в каждой из них, как я слышал со слов моего деда, большая часть молодых людей города была озабочена своим вечным спасением.
По окончании последней из этих жатв наступило, полагаю, намного более упадочное время (по крайней мере среди молодежи), чем когда-либо раньше. Воистину, г-н Стоддард имел удовольствие перед смертью увидеть время, когда в жизни некоторых людей происходили весьма значительные проявления Божьей работы и имела место большая жатва душ, даже после того, как я был поставлен с ним на служение, что произошло примерно за два года до его смерти; и у меня есть основания благословлять Бога за это большое преимущество. За те два года было почти двадцать человек, о которых г-н Стоддард надеялся, что они обратились в спасительную веру; но не было ни чего похожего на какое-то общее пробуждение. В то время большая часть людей казалась весьма бесчувственной к вопросам религии и была занята другими заботами и стремлениями. Период сразу после смерти моего деда, казалось, был временем чрезвычайного упадка в религии. На протяжении нескольких лет среди молодежи нашего города преобладала распущенность; многие из них были весьма поглощены ночными похождениями, посещением таверны и непристойнымизанятиями, в ходе которых одни своим примером развращали других. По своему обыкновению они часто собирались вместе с противоположным полом для увеселений и развлечений, которые они называли шалостями·, в этом они часто проводили большую часть ночи, не обращая внимания на порядок в тех семьях, к которым они принадлежали; в самом деле, семейное правление в городе действительно во многом потерпело неудачу. Стало весьма распространенным то, что многие наши молодые люди проявляли непристойность в своем поведении на собрании, что, без сомнения, преобладало в такой степени из-за того, что мой дед в силу своегопреклонного возраста (хотя он на удивление сохранял силы до последнего) не был в состоянии наблюдать за ними. Также в городе долгое время преобладал дух раздора между двумя группами, на которые люди были разделены уже много лет; из-за этого они хранили ревность друг ко другу и были готовы противостоять друг другу во всех общественных делах.
Но через два или три года после смерти г-на Стоддарда началось заметное исправление этих зол. Молодые люди стали проявлять большую расположенность к тому, чтобы прислушиваться к совету и в большой степени оставили свои шалости·, они стали заметно более пристойными в своем поведении на собрании поклонения, и тех, кто демонстрировал религиозную озабоченность, стало больше, чем было раньше.
В конце 1733 года у нашей молодежи появилась весьма необычная гибкость и подчинение совету. Слишком долго их обыкновением было устраивать вечер после субботнего дня* и после нашей публичной лекции устраивать свои увеселительные встречи в компаниях. Но теперь в субботний день проповедь проходила передлекцией, чтобы показать злую тенденцию этой практики и убедить их пересмотреть ее; глав семей призывали к тому, чтобы они приняли решение управлять своими семьями и в это время держать своих детей дома. Также в более частном порядке было предложено, чтобы они встречались вместе на следующий день в своих районах, чтобы знать, что друг у друга на уме; они так и делали, и этому примеру следовал весь город. Однако родители имели мало возможностей для осуществления управления в этих случаях. Молодые люди объявили, что они и сами готовы согласиться с тем советом, который им был дан с кафедры, ему последовалинезамедлительно и, я полагаю, почти повсеместно·, с того момента началась тщательная реформация этих беспорядков, которая продолжалась до сих пор.
*Необходимо заметить, что нам никогда не было свойственно соблюдать вечер, следующий за субботним днем как часть святого времени, но тот, что предшествует ему.
Вскоре после этого начала проявляться замечательная религиозная озабоченность в маленькой деревушке, принадлежавшей к приходу под названием Паскоммак, где жило несколько семей — примерно в трех милях от основной части города. В этом месте несколько человек, по-видимому, пережили спасительное действие. В апреле следующего, 1734, года там произошла совершенно неожиданная и страшная смерть молодого человека в расцвете юности, у которого случился плеврит и немедленно началась сильная горячка; он умер меньше чем через два дня; это (в совокупности с тем, что было публично проповедано в связи с этим) очень повлияло на многих молодых людей. Затем последовала еще одна смерть молодой замужней женщины, которая до своей болезни была заметно напряжена в своем разуме относительно спасения своей души и пребывала в великом расстройстве в начале своей болезни, но, похоже, обрела удовлетворяющие подтверждения Божьей милости к ней перед своей смертью, так что умерла в совершенном спокойствии, в самой искренней и трогательной манере предупреждая и давая советы другим. Эти события послужили тому, чтобы привести в серьезное состояние дух многих молодых людей, и там начала проявляться большая религиозная озабоченность в умах людей.
Осенью того года я предложил молодежи согласиться проводить вечера после лекций в религиозном общении и для этого разделиться на несколько групп, чтобы собираться в различных частях города; так и было сделано, и эти собрания продолжались с тех самых пор, и этому примеру стали подражать старшие люди. Затем последовала смерть пожилого человека, сопровождавшаяся многими необычными обстоятельствами, которые повлияли и тронули многих людей.
Примерно в это время в этой части страны поднялся большой шум относительно арминианства, которое, казалось, несет существенную угрозу интересам религии здесь. Сторонники набожности дрожали из-за этого от страха; но это, вопреки их страху, было побеждено продвижением религии. Многие, кто смотрел на себя как на людей без Христа, очевидно, были пробуждены этим, убоявшись, что Бог собирается удалиться из этой земли и что мы окажемся преданными неортодоксальности и развратным принципам, и что возможность обрести спасение уйдет. Многие, у которых возникли некоторые сомнения относительно истины тех учений, которые им преподавали до сих пор, казалось, испытывали страх от своих сомнений, боясь оказаться заведенными на окольные пути, ведущие к вечной погибели; и они с весьма сильной озабоченностью и интересом ума вопрошали, каким же на самом деле путем им нужно идти, чтобы быть принятыми Богом. По этому поводу некоторые вещи были сказаны публично, относительно оправдания только верой.
Несмотря на то, что большой недостаток был найден во вмешательстве в противостояние с кафедры, таким человеком и в такое время; и хотя это было высмеяно всеми в других местах, однако это оказалось словом, сказанным здесь вовремя и самым явным образом сопровождавшимся весьма знаменательным благословениемнебес для душ людей в этом городе. Тем самым они были удовлетворены, что касается главного вопроса, относительно которого они пребывали в трепете сомнений и озабоченности; их умы были более активно вовлечены в стремление к тому, чтобы стать принятыми Богом и спастись путем Евангелия, которое стало для них очевидным как единственно истинный путь. А затем, во второй половине декабря, Дух Божий начал чрезвычайным образом утверждаться и чудесно работать среди нас; и внезапно, один за другим, пять или шесть человек спасительным образом обратились в веру, и в некоторых из них была произведена весьма удивительная работа.
В частности, я был удивлен рассказом одной молодой женщины, которая была одной из самых больших завсегдатаев компаний во всем городе. Когда она пришла ко мне, я не слышал, что она каким-либо образом посерьезнела, но из моего разговора с ней у меня возникло впечатление, что она рассказала мне о славном действии Божьей безграничной силы и суверенной благодати, и что Бог дал ей новое сердце, по-настоящему сокрушенное и освященное. Я не мог в этом сомневаться, так как за время моего знакомства с ней увидел многие подтверждения этому.
Хотя это действие было славным, меня беспокоило то, какое влияние оно могло оказать на других. Я был готов прийти к заключению (возможно слишком поспешному), что некоторые будут ожесточены этим в бездумности и распущенности своей жизни, и воспользуются этим случаем, чтобы хулить религию своими устами. Однако этособытие произвело противоположное действие, и в весьма чудесной степени. Полагаю, Бог сделал его самым большим примером пробуждения для других среди всего того, что происходило когда-либо в городе. У меня было предостаточно возможностей узнать, какой эффект это произвело, благодаря моим личным беседам со многими людьми. Новость об этом была подобна вспышке молнии в сердцах молодых людей по всему городу и среди многих других. Те люди среди нас, которые ранее былисамыми далекими от серьезности и относительно которых я более всего опасался, что они будут порицать это, казалось, были пробуждены этим. Многие отправились поговорить с ней о том, с чем она столкнулась, и то, что произошло в ней, похоже, удовлетворило всех, кто хотел об этом узнать.
Вскоре после этого великая и искренняя озабоченность важными вопросами религии и вечной жизни стала всеобщей во всех частях города и среди людей всех рангов и всех возрастов. «Шум среди сухих костей» становился все громче и громче; разговоры на все другие темы, кроме духовных и вечных вопросов, вскоре были отброшены; все беседы во всех компаниях и во всех случаях были только об этих вещах, за исключением вопросов, необходимых для ведения обычных светских дел. Рассуждения о чем-либо, кроме вопросов религии, практически не поддерживались ни в какой компании. Умы людей были чудесным образом отвращены от мира, и мы относились к нему как к совершенно незначительной вещи. Казалось, люди занимались своими мирскими делами более по обязанности, чем по какому-либо расположению к этому; теперь перед ними лежало искушение слишком сильно пренебрегать мирскими делами и проводить слишком много времени в непосредственных занятиях религией. Это было весьма неверно представлено в сообщениях, распространенных в дальних частях страны, как будто люди совершенно перестали заниматься всеми мирскими делами и полностью посвятили себя чтению, молитве и другим подобным религиозным упражнениям.
Хотя люди обычно не пренебрегали своими мирскими делами, религия весьма сильно заботила их, и мир стал для них просто вещью. Перед ними стояла единственная цель — попасть в Царство Небесное, и каждый явно стремился туда. Увлеченность их сердец этим сильным переживанием невозможно было скрыть, и оно проявлялось на их лицах. В то время нам было очень страшно оказаться вне Христа, рискуя в один день провалиться в ад; умы людей были настроены на то, чтобы спасать свою жизнь и спасаться от грядущего гнева. Все искренне ловили возможность для своих душ и имели обыкновение очень часто собираться вместе в частных домах для религиозных целей; когда объявлялось о таких собраниях, там собиралось очень много людей.
Во всем городе не было практически ни одного человека, молодого или старого, который бы остался не обеспокоенным важными вопросами вечного мира. Те, кто обычно были самыми тщеславными и распущенными, и те, кто был расположен легкомысленно думать и говорить о жизненно важной, переживаемой религии, теперь в значительной мере подвергались пробуждению. Действие обращения в веру происходило самым потрясающим образом и возрастало более и более; души толпами приходили к Иисусу Христу. Изо дня в день на протяжении многих месяцев можно было видеть явные примеры того, как грешники выходили из тьмы в чудный свет,выбирались «из страшного рва, из тинистого болота» и «становились на камне» с новой песней хвалы Богу в своих устах.
По мере того как это действие Божье продолжалось и число истинных святых возрастало, вскоре оно произвело славные перемены в городе, так что в последующую весну и лето 1735 года город был полон Божьего присутствия: он никогда не был настолько полон любви, настолько полон радости и в то же время настолько полон несчастья, как тогда. Почти в каждом доме имелись замечательные признаки Божьего присутствия. Это было время радости для семей о пришедшем к ним спасении;родители радовались о своих детях как о новорожденных, мужья радовались о женах, а жены — о мужьях. Шествие Божье было видно во святилище, Божий деньприносил наслаждение, а Его скинии были любвеобильны. Наши публичные собрания были прекрасны: прихожане были оживлены в служении Богу, каждый искренне был сосредоточен на публичном поклонении, каждый слушатель страстно желал поглощать слова служителя, исходящие из его уст; все собрание временами было в слезах, когда проповедовалось слово; одни плакали от горя и несчастий, другие от радости и любви, третьи от жалости и беспокойства за души своих близких.
Наша публичная хвала тогда была очень оживленной; Богу тогда служили нашим пением псалмов в благолепии святыни.
Можно было увидеть, что практически ни в какой иной части божественного поклонения наши добрые люди не обращались так сильно к благодати, а их сердца не были так сильно вознесены в путях Божьих, как в пении Ему хвалы. Наш приход и раньше превосходил все, что мне были известны, во внешней части обязанности, когда мужчины обычно хорошо исполняли три партии музыки, а женщины исполняли свою партию; но теперь было очевидно, что они пели с необычайной возвышенностьюсердца и голоса, что делало эту обязанность по-настоящему приятной.
Во всех группах в другие дни, по какому бы поводу люди ни собирались, среди них можно было услышать о Христе и «увидеть» Его. Когда собирались наши молодые люди, они обычно проводили время в разговорах о превосходстве и жертвенной любви Иисуса Христа, о славе пути спасения, о чудесной, дающейся даром, и суверенной Божьей благодати, о Его славном действии в обращении в веру души, об истине и достоверности великого Божьего слова, о красоте созерцания Его совершенств и т.д., даже на бракосочетаниях, которые раньше были всего лишь поводом к увеселениям и развлечениям, теперь не было разговоров ни о чем, кроме как о религии, и не было заметно ничего, кроме духовного веселья. Те из нас, кто был ранее обращен, были весьма оживлены и обновлены свежими и необычайными действиями Духа Божьего, хотя некоторые переживали это гораздо больше других, по мере дара Христова. Многие, кто ранее испытывал сложности относительно своего состояния, теперь избавились от своих сомнений благодаря более удовлетворяющему переживанию и более ясным открытиям Божьей любви.
Когда это действие впервые началось и так необычайно происходило среди нас зимой, те, кто был вокруг нас, похоже, не знали, как это все понимать. Многие смеялись над этим и пренебрегали этим, а некоторые уподобляли то, что мы называли обращением в веру, тем или иным душевным расстройствам. Однако было весьма заметно, что многие, приходившие к нам издалека с непочтительными сердцами, излечивались от этого настроения ума, когда видели происходящее здесь. Чужаки обычно были удивлены, когда обнаруживали здесь нечто намного превосходящее то, что они слышали, и спешили рассказать другим, что состояние города невозможно представить себе, если его не увидеть. Это заметили люди, приезжавшие в город по делам. А те, кто приезжал из окрестностей на наши публичные лекции, большей частью подверглись удивительному влиянию. Многие из тех, кто по той или иной причине приезжал в город, переживали обличение и пробуждение в своей совести, и возвращались домой с сокрушенными сердцами и с такими впечатлениями, которые не изглаживались до самого их спасения; а те, кто до этого серьезно задумывался об этом, отмечали большой рост в своем пробуждении и обличении. Было много случаев, когда люди приезжали издалека в гости или по делам и, не успев долго пробыть здесь, переживали спасение и становились причастниками этого дождя Божьего благословения, который Бог пролил здесь, и возвращались домой с радостью; а через какое-то время то же действие явно начинало происходить и преобладать в нескольких других городах в окрестности.
В марте жители Саут-Хэдли начали переживать глубокую озабоченность вопросами религии, и вскоре это стало всеохватывающим. Действие Божье там было весьма чудесным и практически не меньшим, чем здесь, пропорционально размеру того места. Примерно в то же время это начало происходить в западной части Саффилда(где также было достаточно велико) и вскоре распространилось во все части города. Это пришло в Сандерленд и вскоре распространилось за пределы города; я верю, что в течение какого-то времени оно было не менее замечательным, чем то, что было здесь. В то же самое время это начало проявляться в части Дирфилда,называемой Грин-Ривер, и впоследствии наполнило город, и там происходило славное действие. Это также началось и в южной части Хетфилда, в месте, называемомГора, и весь город во вторую неделю апреля как будто сразу оказался охвачен озабоченностью религиозными вопросами; действие Божье было там значительным. Также имело место весьма распространенное пробуждение в Вест- Спрингфилде и в Лонг-Медоу, а в Энфилде на протяжении некоторого времени оно распространялось среди тех, кто раньше был достаточно распущенными людьми. Примерно в это же время, когда это пришло в Энфилд, преподобный г-н Булл из Вестфилда сообщил мне, что там происходят большие перемены и что за одну неделю сделано больше, чем за предыдущие семь лет. Нечто подобное также проявилось в первом округе в Спрингфилде, в основном на северной и южной окраинах прихода. А в старом городе Хедли постепенно проявилось такое сильное Божье действие в душах, которое в иное время удостоилось бы весьма большого внимания. Недолгое время подобная озабоченность была и в Нортфилде. Везде, где появлялась эта озабоченность, она не оказывалась напрасной, но в каждом месте Бог приносил спасительные благословения, и Его Слово, сопровождавшееся Его Духом (как мы имеем все основания думать), не возвращалось тщетным. Вполне можно было сказать, что в то время во всех окрестностях, кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим?
То, что услышали об этом и нашли в этом другие города, стало весьма сильным средством для их пробуждения, поэтому то, что мы слышали о таком быстром и чрезвычайном распространении и широте этого действия, без сомнения, на протяжении какого-то времени служило поддержанию этой работы среди нас. Постоянные новости поддерживали разговоры о религии, наполняя жизнью и радостью сердца Божьего народа, а также пробуждали тех, кто смотрел на себя как на оставленных, и заставляли их еще сильнее стремиться к тому, чтобы стать причастниками великих благословений, полученных другими.
Это удивительное излияние Духа Божьего, распространившееся по всему нашему округу, не ограничилось им, но многие места в Коннектикуте стали причастниками той же самой милости. Например, первый приход в Виндзоре, находящийся под пасторским попечением преподобного г-на Марша, был благословлен примерно в то же время, что и мы в Нортгемптоне, хотя мы ничего не знали об обстоятельствах друг друга. Весьма много душ пришло ко Христу в том месте, и такое же значительное действие начало происходить затем в приходе моего почтенного отца в Ист-Виндзоре, который в прошлом был местом, облагодетельствованным милостями такого рода более всего в этой западной части Новой Англии, за исключением Нортгемптона; с того момента, как мой отец стал там служить, там было четыре или пять случаевизлияния Духа, приводившего тамошних жителей к общему пробуждению.
В последнюю весну и лето также происходило чудесное действие Божье в Ковентри, в служении преподобного г-на Мичема. Я имел возможность побеседовать с некоторыми из жителей Ковентри, которые рассказали мне удивительные истории о потрясающих переменах, которые произошли с самыми грубыми и злобными людьми. Подобное также происходило в то же время в части Лебанона под названием Крэнк, где недавно был поставлен служить молодой джентльмен, преподобный γηУилок; то же самое также имело место в Дархеме, в служении преподобного г-на Чонси; там также был большой урожай душ. Это происходило и среди многих молодых людей в первом округе Стратфорда, в служении преподобного г-на Гулда, где этому действию в большей мере способствовало удивительное обращение в веру молодой женщины, которая была завсегдатаем компаний, как это было и здесь.
Нечто подобное этому действию происходило прошлой осенью и в некоторых других городах в этих окрестностях, как мне сообщили, когда я приехал туда. Тогда же нам стало известно о весьма удивительных действиях такого рода еще в одном приходе в Стратфорде, называемом Риптон, находящемся под пасторским попечением преподобного г-на Миллса. Прошлым летом произошло значительное религиозное возрождение в старом Нью-Хэвене, как мне сообщал преподобный г-н Нойес, тамошний служитель, и другие люди; недавно я получил письмо от г-на Нойеса, а также информацию из других источников. Этот расцвет религии продолжается до сих пор и в последнее время заметно усилился. Г-н Нойес пишет, что многие люди этим летом приложились к церкви, и особо упоминает нескольких молодых людей, которые принадлежат к главным семьям того города.
В определенной степени такое же действие имело место в части Гилдфорда, и весьма значительные вещи происходили в Мэнсфилде, в служении преподобного г-на Елеазара Уильямса; также наблюдался необычайный религиозный подъем в Толланде и нечто подобное в Хевроне и в Болтоне. Немалое излияние Духа Божьего произошло и в северном приходе Престона, в восточной части Коннектикута, о котором мне сообщили, и я сам кое-что увидел, когда прошлой осенью был дома и в приходе у преподобного г-на Лорда, тамошнего служителя; в мае прошлого года он приезжал сюда вместе с преподобным г- ном Оуэном из Гротона с целью увидеть Божье действие. Слыша различные и противоречивые сообщения об этом, они, прибыв сюда, старались удовлетворить свой интерес и поэтому общались со многими нашими людьми, о чем затем сказали, что полностью удовлетворены и что им не рассказали и половины, да и просто не могли рассказать. Г-н Лорд сказал мне, что, вернувшись домой, он рассказал своим прихожанам о том, что видел, и что это сильно повлияло на них; это оказалось началом такого же самого действия среди них, которое продолжалось, пока не началось общее пробуждение, и многие люди потрясающим образом обратились в веру. Я также слышал, что нечто подобное этому действию происходило в Вудбери.
И этот дождь Божьих благословений продолжал распространяться; в большой степени это происходило в некоторых частях Джерси·, об этом мне сообщили люди из Джерси, когда я был в Нью-Йорке (во время долгого путешествия, которое я предпринял в то время года ради своего здоровья). Особенно преподобный Уильям Теннент, служитель, сердце которого было обращено к этим вещам, немало рассказал мне о сильном пробуждении, коснувшемся многих людей в местности под названиемМаунтинс, в служении некоего г-на Кросса; а также о весьма значительном религиозном возрождении в другом месте, в служении его брата, преподобного Гилберта Теннента; и еще в одном месте, в служении очень набожного молодого джентльмена, голландского служителя, чье имя я запомнил как Фрилингхус.
Это просто было чрезвычайным промыслом Провидения; Бог во многих аспектах совершал намного больше обычного. То, что происходило в этом городе и в окрестных городах, было чрезвычайным в том смысле, что оказалось всеобъемлющим, оно охватывало всех людей — и здравомыслящих, и злобных, и великих, и ничтожных, и богатых, и бедных, и мудрых, и немудрых. Оно так же достигло самых влиятельных семей и людей, как и всех остальных. В прошлых проявлениях такого рода большая часть молодых людей подверглась весьма сильному влиянию, но сейчас это касалось также и стариков, и детей. Многие по своему собственному желанию организовали религиозные общества в разных частях города. В целом квартале практически нельзя было найти ни одного распущенного, беспечного человека, а если и находилсякто-то, кто оставался бесчувственным или беспечным, об этом говорилось как о странности.
Этот промысел необычайно проявился и среди тех, на кого это произвело спасительное действие, как имеем причины надеяться. У нас имеется шестьсот двадцатьчеловек, принимающих причастие, в число которых входят практически все наши взрослые люди. Церковь была весьма большой и до этого, но люди никогда ненабивались в нее, как это происходило в последнее исключительное время. Таинства у нас проводятся через каждые восемь недель, и я принял к нашему причастию примерно сотню людей перед одним таинством, восемьдесят из них сразу; и их появление, когда они пришли, чтобы совершить открытое и явное исповеданиехристианства, оказало сильное влияние на наш приход. Я принял около шестидесяти человек перед следующим днем таинства и имею достаточные доказательства обращения их душ в веру посредством божественной благодати, хотя у нас не принято делать их внутренние переживания основанием для допуска их к вечере Господней, как это делается во многих других церквах в этой стране.
Я далек от того, чтобы делать вид, что я способен определить, сколько человек в последнее время испытали эту милость, но если мне будет позволено назвать количество, которое мне представляется вероятным в делах такого рода, то я надеюсь, что более трехсот душ в этом городе обрели спасение и вернулись домой во Христе на протяжении полугода, мужчин и женщин примерно поровну. Основываясь на том, что я слышал от г-на Стоддарда, это весьма отличается от того, что обычно происходило в прошлом; он наблюдал, что в его время женщин обращалось в веру гораздо больше, чем мужчин. Те из наших молодых людей, которые во всем остальном были самыми приличными, большей частью, я надеюсь, стали истинно набожными и ведущими людьми в том, что касается религии. Те же молодые люди, которые раньше жили распущенно, стали, по общему мнению, истинно любить Бога и Христа и приобрели духовный настрой. Я надеюсь, что к этому времени большая часть жителей этого города в возрасте старше шестнадцати лет обрели спасительное познание Иисуса Христа. На основании услышанного я полагаю, что так обстоит дело и в некоторых других местах, в частности в Сандерленде и в Южном Хэдли.
Чрезвычайность Божьего промысла проявилась еще и в том, что Дух Божий весьма распространил не только Свое пробуждающее, но и возрождающее влияние как напожилых людей, так и на совсем юных. До сих пор редко доводилось слышать о том, чтобы кто-то старше среднего возраста обращался в веру; но теперь мы имеем такое же основание думать, что многие такие люди в этот раз пережили спасительные перемены, как и другие в более ранние годы. Я полагаю, что в этом городе обратилось в веру более пятидесяти человек в возрасте старше сорока лет; более двадцати из них - старше пятидесяти лет; около десяти - старше шестидесяти идвое - старше семидесяти лет.
До сих пор, когда кто-то переживал спасение и удивительные перемены в детстве, смотрели как на странное явление. Но теперь, я полагаю, были спасены околотридцати детей в возрасте от десяти до четырнадцати Лет; двое в возрасте девяти-десяти лет и один четырехлетний ребенок. Поскольку я считаю, что последнему случаю будет труднее всего поверить, позже я расскажу о нем подробно. Влияние Божьего Святого Духа на детей было весьма значительным и в некоторых других местах, в частности в Сандерленде, Южном Хэдли и в западной части Саффилда. В этом городе есть несколько семей, которые все, надеюсь, набожны. Да, есть несколько многочисленных семей, в отношении которых, я думаю, мы имеем причины надеяться, что все дети воистину благочестивы, и большинство из них стали такими недавно. Во веем городе осталось совсем немного домов, в которые в последнее время не пришло спасение . Есть несколько негров, которые, основываясь на том, что было видно в них раньше и что можно заметить сейчас, выглядят воистину рожденными вновь в последнее удивительное время.
Бог, похоже, также стал действовать необычайным образом в скорости Своей работы и в том быстром прогрессе, который Его Дух произвел Своим действием в сердцах многих людей. Как чудесно, что люди так неожиданно и при этом так сильно меняются! Многие люди оставили распущенный, беспечный образ жизни и, будучи охвачены сильным обличением в своей виновности, пережили перемену — за весьма короткое время в их жизни все старое прошло и все стало новым.
Божье действие чрезвычайно проявлялось в степени Его влияния, как в пробуждении и обличении, так и в спасающем свете, любви и радости, которые испытали многие люди. Оно также сильно отразилось в широте этого и в том, что так быстро распространялось от одного города к другому. В прошлых случаях излияния Духа Божьего на этот город - хотя в некоторых людях это и произвело весьма заметное влияние - оно не пошло дальше и все окрестные города остались незатронутыми.
Похоже, это действие достигло своей высшей точки в первой половине весны, в марте и апреле. В то время Божья работа по обращению душ в веру происходила среди нас таким чудесным образом, что, насколько я могу судить, обращалось, по меньшей мере, четыре человека в день, или почти тридцать человек в неделю на протяжении пяти или шести недель. Когда Бог таким удивительным образом взял это дело в Свои руки, намного больше было сделано за день или два, чем в обычное время, со всеми доступными людям способами и с благословением, которое мы обычно имеем, можно сделать за год.
Я весьма осознаю, что, прочитав мое повествование, многие люди будут склонны рассудить, что мне очень нравится иметь много новообращенных и преувеличивать происходящее; эти люди также могут подумать, что я не проявляю достаточной рассудительности и принимаю каждое религиозное переживание и самодовольный энтузиазм за спасительное обращение в веру. Я не удивляюсь тому, что они могут быть склонны так думать, и по этой причине я долго воздерживался от опубликования рассказа об этом великом Божьем действии, хотя меня часто об этом просили. Но теперь, получив особенное приглашение рассказать об этом, по зрелом размышлении я решил, что рассказать об этом изумительном действии не будет выходящим за рамки моих обязанностей, поскольку, на мой взгляд, это действительно является действием Божьим, и я не хочу скрывать никакой части славы этого дела; я предоставляю Богу самому позаботиться о похвале за Его собственное действие, рискуя подвергнуться критическим замечаниям в мой адрес, которые не принесут мне пользы. Ради того, чтобы эти далекие люди могли иметь великое преимущество сами судить об этом деле, я соглашаюсь рассказать об этом немного более детально.